• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
28 июня, 2022
Поддержать
Cтать автором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Статус эксперта и технология проведения

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Сергей Стрикун
07.09.2021
Закон
0
78
Прочитали

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза довольно интересное занятие. Можно применить себя в качестве эксперта по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов. В особенности, если вы испытываете болезненное влечение к статусам и своеобразный фетиш на корочки, такой же, как у автора.

По смыслу Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» акты всех уровней и проекты таких актов подлежат такому обязательному мероприятию как антикоррупционная экспертиза, которую проводят органы прокуратуры, федеральный орган в сфере юстиции и структура, которая этот акт приняла. Статья 5 этого же федерального закона регулирует еще один вид такой экспертизы – независимую экспертизу, которые могут проводить граждане и институты гражданского общества. И если в первом случае заключения по экспертизе носят обязательный характер, то экспертные заключения независимых экспертов всего лишь рекомендательный.

Вот только это и дает статус независимого аккредитованного эксперта – может быть, к вам прислушаются. Если вы без статуса сделаете такое заключение – в течение 30 дней вам дадут отписку. При этом, отписку вам могут дать и в том, и в другом случае. Но если вы будете экспертом, отписка будет более качественной.

Денежного профита такая деятельность тоже не дает. В некоторых субъектах РФ приняты разные формы вознаграждения, например, в Татарстане ежегодно проходит конкурс самых активных экспертов, по результатам которого можно получить денежное вознаграждение до 100 т.р. (за первое место). Возможно, такое придумывают потому, что по статистике только 10% аккредитованных экспертов действительно проводят какую-то экспертную работу. В основном, конечно, свидетельство эксперта получают в рекламных и пиарных целях. Что интересно, многие госслужащие получают статус эксперта специально, чтобы проводить антикоррупционную «независимую» экспертизу актов соседнего ведомства/структуры. Является ли такая практика неофициальной договоренностью или активной гражданской позицией служащего – вопрос открытый.

Что представляет собой антикоррупционная экспертиза НПА?

Эксперт выявляет в нормативном акте так называемые коррупциогенные факторы — положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя (служащего, который непосредственно применяет нормативный акт) необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (ч.2 ст.1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»). Существует даже специальная методика проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Именно по ней рекомендуется вскрывать зловонные гнойники коррупциогенных факторов. Стоит сказать, что в методике указан перечень факторов достаточно ограниченный. При этом, все коррупциогенные факторы указанные там рассматриваются только применительно к экспертируемому акту без связки с остальным законодательством. Но правовая норма и акт в целом так не работают. Поэтому, руководствоваться нужно не только методикой, но и своими знаниями в области, которую регулирует НПА, если они есть.

Кто может стать антикоррупционным экспертом и проводить такое мероприятие как антикоррупционная экспертиза?

Порядок аккредитации регулируется Приказом Минюста РФ от 27 июля 2012 г. N 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Статус эксперта может получить физическое лицо, юридическое лицо может стать экспертной организацией.

Требования к лицу, подающему документы на аккредитацию (указаны в 2 Регламента):

1) гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;

2) юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подпунктом 1 настоящего пункта.

При этом, насколько я понимаю, образование может быть любым, как и стаж работы. Если просмотреть размещенный реестр экспертов, там вполне спокойно себя чувствуют экономисты, учителя, инженеры и техники.

Для аккредитации необходимо предоставить следующие документы (п.18 Регламента):

а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (приложение N 2);

б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копия паспорта);

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);

д) копию трудовой книжки;

е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации, в которой заявитель проходит службу (в случае если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).

Для юридического лица – все документы на трех работников из предыдущего пункта и их согласие, заявление, свидетельство о госрегистрации.

Документы могут быть представлены почтой, на сайте госуслуг или опущены в специальный ящик для корреспонденции центрального аппарата Минюста в Москве.

Срок аккредитации 45 рабочих дней. Возможна приостановка аккредитации, если допущена ошибка в документах или представлен не полный пакет. В случае, если вы не соответствуете указанным требованиям или при приостановке не исправили ошибки в документах в по аккредитации Минюст может отказать. Срок действия свидетельства об аккредитации – 5 лет, далее вам придется проходить процедуру заново.

Стоит ли этим заниматься? ИМХО, стоит. Контроль за властью со стороны общества – всегда хорошо. Только общество способно держать власть в тонусе. Институт антикоррупционной экспертизы работает пока достаточно хиленько, возможно нет достаточной мотивации. Во-первых, за экспертизу не платят. Во-вторых, статус эксперта не дает гарантий. Да, вы провели экспертизу, направили заключение, но ваше мнение принимающему органу не интересно. Можно попробовать обратиться в суд, но это уже совсем другая история.

Экспертное заключение антикоррупционной экспертизы и коррупциогенные факторы?

Это документ, с описанием коррупциогенных факторов и обоснованием их наличия. Выводы должны быть (как у любой другой экспертизы) проверяемыми, объективными и обоснованными.

Методика проведения экспертизы, которая указаны выше делит факторы на две группы:

  1. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

  1. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Перечнем методика и ограничивается, оставляя нас один на один с нормативным актом, который мы хотим качественно и обстоятельно «отэкспертировать». Но этого и достаточно – видите норму, подбираете фактор из перечня и обосновываете.

Понравилась статья? Вы можете нас поддержать:

Метки Инструкциикоррупцияпротиводействие коррупции
Следующая статья
Общественный контроль государственных закупок

Общественный контроль государственных закупок

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?
Власть

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу
Общество

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Гуманизм - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
Энциклопедия

Гуманизм

23.03.2022
Спецоперация в Украине
Закон

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования
Власть

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)
Власть

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • общество
  • история
  • Политика
  • Инструкции
  • право
  • энциклопедия
  • политическая философия
  • закон
  • Новости
  • аналитика
  • политическая идеология
  • репрессии
  • скрепы
  • конституция
  • идеология
  • протесты
  • выборы
  • персоналии
  • путин
  • экономика
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности