Историческая справка
Адольф Райнах — немецкий философ, феноменолог и теоретик права. Друг и помощник Гуссерля, который оказал на него чрезвычайное влияние. Был отличным преподавателем, блестящим профессором, оказывал сильное влияние на студентов.
Родился 23 декабря 1883 года – умер 16 ноября 1917 года. Умер на войне, прожив короткую жизнь в 34 года и многое сделав для науки. Учился в гимназии в Майнце, интересовался платоновской философией. Интересно, что в немецких гимназиях того времени диалоги Платона использовали как пособие в изучении языка. Однако для будущего ученого Платон стал первым своеобразным интеллектуальным увлечением.
Затем Адольф Райнах продолжает обучение в Мюнхенском университете. Там, под руководством Теодора Липпса он изучает философию и психологию. Для него любопытно общение с Морицем Гейгером , Отто Зельцем , Алоисом Фишером и прежде всего работы Эдмунда Гуссерля. Вместе с ним он переходит в другой, Тюбингенский университет, преподает в Геттингенском университете. В 1904 году Райнах получил докторскую степень в области философии. Вместе с женой принимает лютеранство.
Вместе с другими учеными Райнах основывает знаменитый философско-психологический журнал. Оказывает на студентов вуза сильное влияние. К сожалению, его научная работа была прервана историческим событием. Участвует в Первой мировой войне, на которой получает железный крест.
Адольф Райнах и феноменология права
Основные работы Райнаха связаны с философией и феноменологией. Кроме того, оказал влияние на теорию речевых актов. Что касается феноменологии, то он осознает это научное направление, как своеобразный метод познания действительности. Считал, что философ изначально не может полностью постичь бытие, предоставляя эту честь последующим поколениям. Для него феноменологический метод состоит в том, чтобы научиться видеть вещи, которые ранее склонен был упускать из вида. Причем видеть их в объективном свете. Таким образом, главная цель феноменологии — привести нас к явлениям и прояснить наши представления о них.
Адольф Райнах внес большой вклад в учение о праве. Так, его воззрения позволяют сквозь призму феноменологического подхода к правовой реальности переосмыслить методологию права. Придать ему философский уровень, сформировать иной подход к теории права ее структуре. В частности, учение А. Райнаха о праве формируется на основе оригинальной феноменологической философии, что во многом противостоит «техногенной цивилизации». Таким образом актуальность его работ вызвана необходимостью переосмысления установок общества вообще. Изучая работы Райнаха можно использовать феноменологический подход в праве, а значит, изменить принципы воспитания правовой культуры и правового сознания в российском обществе. Он не описывает саму структуру феноменологического метода, а лишь дает результаты и описывает практические действия. В любом случае, налицо существенные сдвиги в науке и множество интересных мыслей, высказанных ученым.
Труды
Одна из работ писателя носит глубокий исторический характер. Это «Понимание Кантом проблемы Юма» (Zeitschrift fur Philosophie und Philosophische Kritik 141; 1908) — глубокий, проницательный, интересный труд. В нем исследуются ошибки в философии Канта, найденные Райнахом.
Еще одна работа ученого, заслуживающая внимания – эссе Райнаха «К философии отрицательного суждения». Здесь он тонко и удачно высказывает свои идеи в области общей теории суждения. Он оригинален в попытке развить феноменологическое различие между «убеждением» и «утверждением».
Феноменологические мысли Райнаха заслуживают глубокого изучения. Он пишет: «Имеется множество способов того, как мы обращаемся с объектами — с сущими или не сущими объектами. Мы находимся в мире как практически действующие существа — мы смотрим на него, и все же не видим, мы смотрим на него более или менее пристально, и то, что мы в нем видим, определяется, вообще говоря, нашими потребностями и целями».
Теории Райнаха просты и интересны, недостаточно исследованы в России. Требуют дальнейшего изучения. Ученый практик – он не описывал феноменологические явления, а давал конкретные примеры таковых.
Таким образом, труды Райнаха, особенно в том, что касается феноменологии, трудно переоценить. Много новаторских идей и мыслей высказано ученым. С другой стороны, если бы не война и смерть, ученый, возможно, развил более глубоко свою теорию, нашел время для более глубокого ее обоснования. К сожалению, науке остались лишь очерки и фрагменты, которые, однако, не менее важны для науки.