Государственная забота об особенных детях
Государственная забота об особенных детях. Реализуя нормы Конституции РФ о России как социальном государстве, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты, где материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей, Конституционный суд РФ вынес небывалые доселе решения. Они касаются семей, в которых дети – инвалиды.
23 января 2018 года Конституционный суд РФ обнародовал постановление №4-П, которое принято в соответствии со статьёй 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Основным в этом нормативном акте являются следующие положения: «Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребёнка, а в отношении ребёнка-инвалида – также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребёнка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (законных представителей) проживать совместно с ребёнком.
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество».
Юридические позиции Конституционного суда РФ нашли отражение в его постановлениях от 1 июля 2014 года №20-П и от 27 июня 2017 года №17-П. Они базируются на том, что признание России социальным государством возлагают на органы власти и управления обязанность по обеспечению охраны семьи и прав ребёнка. При этом предоставление жилого помещения в порядке, который предусмотрен пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, далеко не безупречно с правовой точки зрения. Такое восприятие обусловлено тем, что предоставление жилого помещения в расчёте исключительно на самого несовершеннолетнего, который страдает тяжёлой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне (он предусмотрен пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), фактически влечёт или к отказу от использования этой льготы, или (если она всё-таки используется) к проблемам в реализации родителями возложенных на них Конституцией РФ прав и обязанностей.
Характерно, что до недавней поры если дети-инвалиды признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, то выделение жилья осуществлялось на основе пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ – т.е. в расчёте на одного (!) человека. Как бы это не звучало и не выглядело нелепым…
Если предположить ситуацию, при которой ребёнок болен физическим или психическим заболеванием (из числа тех, что включены в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, исключающих совместное проживание в одной квартире), а ему предоставляется жилплощадь в расчёте на него одного, — как при этом возможно оставлять больного ребёнка одного в квартире? Отказ во вселении ребёнка в предоставленную квартиру означает фактический отказ от предоставления жилья. Тогда эти «квадратные метры» положено вернуть в муниципальный жилищный фонд.
Такая ситуация сложилась у семьи, ребёнку которой муниципалитет выделил жильё площадью 33 квадратных метра. Ребёнок страдает заболеванием, включённым в перечень недугов, исключающих совместное проживание с другими людьми. По итогам рассмотрения обращения родителей этого ребёнка Конституционный суд РФ принял упомянутое выше постановление. Важнейшие положения этого документа таковы.
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан не противоречащим Конституции РФ в связи с тем, что содержащееся в нём положение по конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение такого решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, который страдает тяжёлой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 статьи 51 ЖК РФ, – с учётом площади, которая необходима для проживания в этом жилом помещении по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим больным несовершеннолетним. Предоставление жилого помещения в таком случае не может рассматриваться в качестве основания для отказа в предоставлении жилого помещения больному несовершеннолетнему – с учётом необходимости проживания в этом помещении его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств дела, совместное их проживание является определяющим для состояния здоровья такого несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество. Важно учитывать и фактические возможности публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади. Проще говоря, квартиру для ребёнка-инвалида нужно предоставлять с учётом того, что вместе с ним в этой квартире должны проживать и другие члены его семьи (хотя бы один из членов семьи, кто осуществляет уход), а также с учётом возможностей предоставления такой квартиры – элементарно наличия соответствующей жилой площади.
Рассмотрим другой пример. Условия, в которых проживает семья ребёнка-инвалида, характеризуются одним словом – «тяжелейшие». При этом ребёнок страдает заболеванием, включённым в тот самый упомянутый выше перечень недугов, и имеет право на внеочередное предоставление жилья. Но в муниципалитете, на территории которого проживает семья, власти не поторопились выполнить предписание Жилищного кодекса РФ о выделении жилой площади. Родители ребёнка в 2016 году вынуждены были отстаивать права в суде. И суд первой инстанции принял сторону ребёнка. Администрация муниципального образования попыталась было опротестовать решение, но суд апелляционной инстанции опять поддержал требования родителей ребёнка-инвалида. Однако история показала «неторопливость» муниципалитета: исполнительный лист, переданный в службу судебных приставов ещё в начале 2017 года, оставался без исполнения до середины апреля 2019 года, когда администрация в конце концов выделила жильё для ребёнка-инвалида. Полученное жильё оказалось рассчитано на одного человека, места для родителя, осуществляющего уход за ним, не нашлось. О том, как возможно несовершеннолетнему, инвалиду детства, требующему постоянного наблюдения, проживать в таких условиях, – остаётся только догадываться. Как и осуществлять уход за этим молодым человеком – тоже. Между тем, к рассмотренному случаю как раз и относится определение Конституционного суда РФ, предполагающее недопустимость разделения семьи ребёнка-инвалида с его родителями или, на крайний случай, с тем из них, кто обеспечивает уход и заботу о нём.
Говоря об описанных случаях, необходимо сделать одну важную ремарку. На самом высшем, казалось бы, уровне – уровне Конституционного суда РФ – выносятся не просто важные, а судьбоносные решения. Но вот почему они не исполняются на уровне муниципалитетов? Этот вопрос остаётся без ответа. Неужели он – риторический?!
Георгий Кулаков
Понравилась статья? Поддержите нас:
Или расскажите в социальных сетях: