Одним из самых неоднозначно воспринимаемых школьных предметов на протяжении ряда последних лет является такой, как «Основы религиозной культуры и светской этики».
В школах во всеуслышание декларируется, что учащиеся и их родители вольны в выборе любого религиозного модуля или же светской этики. Фактически же происходит так, что особый интерес к преподаванию этой своеобразной учебной дисциплины проявляют представители Русской Православной церкви Московского Патриархата.
Именно оттуда то и дело раздаются предложения о том, чтобы курс обучения охватывал весь период пребывания ученика в школе, т.е. с 1-го по 11-й класс. Более того, включать в разные предметы те или иные религиозные компоненты.
Духовные лица предлагают, в частности, заменить преподаваемый в школах иностранный язык церковнославянским, а изучаемые «вредные» книги заменить Евангелием и т.п. При этом, как можно понять, из поля зрения таких «пропагандистов в рясах» выпадает очень важный (судя по рвению госструктур ограничить доступ детей к источникам информации с опасным для неокрепшей психики контентом) момент. Учитывается ли то обстоятельство, что во многих религиозных текстах описываются сцены и сексуального насилия, и кровосмешения, и истребления народов, которые «неправильно» отправляли те или иные религиозные культы.
Отдельно следует сказать о том, что все религиозные тексты преподносятся нашим современникам в переводах. О совершенстве передачи изначального смысла порой возможно говорить весьма и весьма условно. А перед судами не раз вставал вопрос о том, возможно ли признать, в частности, экстремистскими те или иные религиозные тексты.
Известно и другое. Нередко возможно сталкиваться с такими явлениями, как критическое отношение служителей РПЦ к преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Церковники полагают, что школьные учителя, даже прошедшие специальную подготовку, не могут преподавать эту учебную дисциплину. И если они, служители православной церкви, норовят заниматься преподаванием, разъяснять библейские тексты, то подобные устремления обусловлены отнюдь не лучшим методическим мастерством, а целями сугубо миссионерскими.
Как с этим согласуется многонациональный состав учеников, поликультурный состав учащихся? Зачастую, как можно понять, никак. Да и вопрос о том, как возможно приспособить учебный курс к условиям различных регионов, – тоже можно полагать открытым. О чувствах неверующих (о, есть, оказывается, и такие!) можно, наверное, и не говорить. (Ведь соответствующего уголовного наказания за оскорбление этих самых чувств не предусмотрено).
Порой те, кто задумывается о современных «веяниях» в общественной жизни, вспоминает слова патриарха Кирилла о том, что храмы должны и будут стоять в шаговой доступности. Нередко так и случается, но далеко не все и не всегда с одобрением относятся к колокольному звону. Каким бы мелодичным он не казался, но он зачастую мешает привычному ритму жизни немалой части наших сограждан. Его порой пугаются маленькие дети, не в радость он и людям, нуждающимся в отдыхе. Если о том по каким-то причинам не задумываются служители религиозного культа – это одно. А вот почему никак не реагируют представители чиновничества?