Владимир Мономах
В 1113 г. умер князь Святополк. После жители Киева пригласили на престол князя из Переяславля. Владимир Мономах (1113—1125) стал известной политической фигурой. Своеобразное обучение он получил при княжении своего отца великого князя Всеволода.
Первое, что сделал Владимир Мономах – начал активное законотворчество (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Пространной Правды). Тезисы своего правления Владимир Мономах описал в трудах «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», который условно принято называть «Автобиографией».
Владимир Мономах и его взгляды на внутреннюю политику
Он продолжает дело Илариона – развивает его тезисы и добавляет новые. Особо интересовали Владимира Мономаха полномочия, форма организации государства, необходимые правителю черты, вассальные отношения и отношения подданства, правосудие. Кроме этого, он задался вопросом необходимости определения правил ведения войны и нравственных начал в военных действиях.
О форме правления Владимир Мономах писал также, как и Иларион – необходимо соблюдение совещательного принципа при принятии княжеских решений.
Подробно описан им образ великого князя – чистота, кротость, верность слову, доброта и чистые помыслы, поступки по совести, отсутствие мстительности.
Особый интерес испытывал Владимир Мономах к вопросам отправления правосудия. В политике наказаний предписывалось защищать и миловать слабых – убогих, бедных. Смертная казнь отрицается.
Он чтит церковь, отдает дань уважения религиозным служителям, призывает заботиться о них. Однако, он же и против пострижения в монахи молодых людей. Таким образом, Мономахом отдается предпочтение мирскому и мирским делам. Данное утверждение согласуется с его положением о том, что «Бог судит на земле».
Князь описал в трудах то, каким он видит образ государства. После его смерти, когда процесс распада и раздробленности государства стал необратимым, к его мыслям и идеям возвращались.
Внешняя политика
Князь Владимир развивает тезис о равноправии народов — всем хватит места под солнцем. Отсюда предпочтение дипломатии и отрицание военных методов. Мир – задача князя. Так, князья могут написать «грамоту с правдой» для разрешения споров великим князем. Олегу Черниговскому Мономах указывает, что не будет он мстить за смерть сына Изяслава, погибшего в междоусобной войне, потому что такая месть способна погубить русскую землю. Обосновывает он это тем, что богу нужен только мир. Кроме этого, война плохо влияет и на экономику, и на население, причиняет большой ущерб простому человеку, который этого не заслужил.
Современниками и летописями Владимир Мономах описывается как добродушный пацифист, примиряющий конфликтные стороны. Сам князь главной добродетелью считал постоянное обучение и любознательность (в пример ставив своего отца князя Всеволода, который выучил пять языков, что помогло ему в дипломатии).
Главный тезис, который первым высказал Владимир Мономах – военная прослойка несет ответственность перед мирным населением. Впоследствии эта мысль будет неуклонно разрабатываться и найдет свое законодательное воплощение в гл. 7 Соборного уложения 1649 г. Алексея Михайловича.