В странах, где процветает политическая конкуренция, мифами пользуются в основном политические деятельности и партии в целях удержания и роста своей электоральной группы. В авторитарных странах мифы используются централизованно государственной машиной, а мифотворческая деятельность партий и политиков уже не так заметна и обычно ведется в русле основной пропаганды.
Использование архетипов/мифов при формировании информационной среды для гражданина может сделать для власти очень многое – создать среду конформизма, ненависти к другим народам (даже дружественным), помочь населению поверить в отца-спасителя нации и прочее.
Стоит упомянуть, что политические мифы (как и любые другие) не создаются в прямом смысле этого слова, а просто пересказываются (т.к. архетипы уже существуют) и переносятся на почву политики.
Какие же мифы/мифологемы/устойчивые конструкции «форсятся» нашей элитой (читаем, улавливаем параллели – это легко):
1. Внешний заговор против государства. «Загнивающий запад» не хочет развития России и строит козни против Империи. В кулуарах мирового закулисья проводятся масштабные операции, чтобы пошатнуть стабильность и устроить революцию. Агенты госдепа повсюду, товарищ!
Миф разрушается одним единственным вопросом – а почему никто не строит заговоры против более сильного государства, например, Норвегии (подставить можно любое)?
2. О великом прошлом и великом будущем (золотой век). Помните тему с посадками за «неправильное» толкование/анализ исторических событий (особенно о ВОВ и СССР)? Это вот те времена «золотого века» когда сильное государство смогло дать отпор нацистам и очистить всю Европу от заразы. А они неблагодарные забывают и памятники сносят. Идеал мечтаний и светлый фапательный образ «можемповторителей» – не подлежит критике, полон эмоций и неподтвержденных или прямо исковерканных фактов. Следует понимать, что сам миф не в победе – победа действительно была, миф в романтической и светлой атмосфере войны.
Стоит также сказать, что миф о великом прошлом использовался политтехнологами Д.Трампа (знаменитое «Make America Great Again»).
Вторая грань этого мифа – обязательное наступление великого будущего. Нужно немного потерпеть, прекрасная Россия будущего уже за порогом. Основной материал мифа – надежды и оптимизм, а также невозможность проверки.
3. Единство и сплоченность. Народные массы вместе, в единстве с властью. Нам любят транслировать провластные митинги – там всегда много людей, лидеры вещают о том, что мы вместе добьемся победы (победы только над чем). Есть основная масса народа, которая двигается вместе с лидерами к свету и «два процента дерьма» (в семье ж не без урода). А без этих двух процентов не будет правильного акцента на сплоченности остальных 98%.
Конструкция используется и в маркетинге. Описывается, например, в книге «Психология влияния» Р.Чалдини, как прием, при котором продукту пытаются придать имидж общеиспользуемого. И вообще, кто-нибудь задумывался, почему партии власти дали название «Единая Россия» (ну, кроме того, что образовывалась она из организаций с наименованиями «Единство» и «Отечество»)?
Кроме того, нам транслируется этот миф через политические ток-шоу – вся студия придерживается единой точки зрения (а еще могут транслироваться сообщения из соцсетей в качестве комментариев зрителей) и один-два опальных эксперта, которые нужны, чтобы их «освистать». Такие шоу нужны для трансляции еще одного мифа.
4. Свобода СМИ, свобода слова и мнений. Ну, посмотрите, экспертов заморских приглашают, есть даже свободные СМИ, которым позволено говорить любую «ахинею» (Эхо Москвы, например, или Дождь). Но серьезно к ним не относятся и старательно пытаются придать им имидж предателей, грантополучателей и вообще врагов и непатриотов. При этом, закрывать не стремятся, так как миф о свободе СМИ направлен не только в сторону населения, но и на «внешний рынок», для «наших западных партнеров».
5. Миф о герое-спасителе. Есть герой – он победит внешних врагов, защитит свой народ. Он прошел длинный путь, вполне возможно, что работал как «краб на галерах» и теперь он пришел чтобы защитить нас всех. Главное довериться и верить. Он обязательно имеет много навыков, умений и положительных качеств – много работает, рыбачит/охотится, катается на медведях, занимается спортом, настоящий «мужчина»/самец/альфач (сексуальный подтекст очень важен), любит детей, близок народу (сам из народа!), управляет вертолетом, грузовиком, подводной лодкой, умеет шевелить ушами. А главное – только он сможет дать отпор внешней угрозе. Никто не сможет, только герой.
6. Царь и свита. Еще говорят – царь хороший, бояре плохие/барин приедет, барин нас рассудит. Этот миф как эволюция или логическое продолжение предыдущего. Наш герой делает все, но плохие люди во власти (агенты госдепа или просто неэффективные бездари) мешают ему. Миф активно «форсится» НОДовцами, «отрядами Путина» и остальными казаками.
7. Родина-мать, которой все должны. Если прошлые два мифа были собирательным архетипом мужской фигуры отца/героя, то этот миф – архетип женской фигуры матери. У обычного маленького человека всегда есть отец (лидер нации) и мать (родина). Они могут быть несправедливы, жестоки, лживы, но уважать их ты обязан. Обязан отдавать долг. Эти два мифа – главные столпы патриотизма.
Это главная выжимка раздела политологии о политических мифах с акцентом на наше отечество. Те маркеры, услышав которые, вы сможете критически взглянуть на ситуацию. Я надеюсь, что чтиво получилось достаточно полезным, интересным и неутомительным, а язык не ломаным и скудным. Хотя, раз вы дочитали, буду надеяться, что с задачей справился.
Предлагаю вам устроить «интерактив» – указывайте, какие мифы я не описал, их достаточно много.