Филофей: «Москва — третий Рим»

Филофей

Филофей – стяжатель (иосифлянин), монах Псковского Елиазарова монастыря, создатель концепции «Москва – третий Рим».

Свое учение Филофей излагает в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Филофей разрабатывает идею о законности власти и ее происхождении.

Филофей и его взгляды

Указывает он, что правление должно быть праведным, ведь династии князей восходят к византийским императорам, а сами русские цари ставленники бога.

Таким образом, правитель должен заботиться о подданных, судить должен только «по правде» (традиционно – строгий, но справедливый), а царствование его – священный долг. Отступление от этих требований ведут к бедам для державы – потопы, голод и пр. От указанного призыв к полному подчинению со стороны населения. Подданичество это своеобразный обет, тоже обязанность. И никакого сопротивления царю (даже в мыслях).

Филофей защищает стяжательство, предсказывает кару тем, кто покусится на монастырское имущество. По его взглядам светская власть должна пресекать такие попытки даже среди духовенства.

Понимание права традиционно – есть «грацкие законы», содержащие «правду», они включают в себя нравственные и правовые нормы (позитивное право). Проступок/преступление – «неправда», за которой следует неотвратимое наказание одновременно и от бога, и от правителя. Правосудие тоже священный долг правителя перед богом, также как и реализация своей власти.

Конечно, основное наследие Филофея в определении роли России в международном пространстве и истории. Его концепция «Москва – третий Рим» станет идеологической основой политики многих деятелей.

Москва – третий Рим

Судьба страны видится мыслителю неотрывной от православия. Только православное государство может быть инструментом божьей воли, непобедимой страной. Свою формулу Филофей произносит как сбывшееся пророчество:

«два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Величие России, ее славу и успехи сравниваются с величием, славой и успехами Рима и Византии. Их наследие не исчезло, их наследник – Россия.

Филофей не первый заговорил о возможности наследования одним государством политического или культурного наследия другого государства. Старец переработал эту теорию, известную еще в Византии.

Мыслитель не видит судьбы России без православия, а значит связывает государство обязанностями о заботе других православных государств или их православного населения.

Его концепция о Москве, как третьем Риме распространялась и воспроизводилась многими, даже включалась в систему росписей православных храмов. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, ее вполне можно считать доктриной, получившей официальное признание.

Филофей и свобода слова

Рассматривает Филофей и вопросы пропаганды, хотя, конечно, этот термин еще отсутствует. Он критикует свободу слова и высказывает необходимость ее запрета. Хочет запретить старец и научные исследования. Изучение физического мира он считает греховным, а от ученых призывает бежать. Единственное необходимое знание – духовное.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности