Филофей
Филофей – стяжатель (иосифлянин), монах Псковского Елиазарова монастыря, создатель концепции «Москва – третий Рим».
Свое учение Филофей излагает в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Филофей разрабатывает идею о законности власти и ее происхождении.
Филофей и его взгляды
Указывает он, что правление должно быть праведным, ведь династии князей восходят к византийским императорам, а сами русские цари ставленники бога.
Таким образом, правитель должен заботиться о подданных, судить должен только «по правде» (традиционно – строгий, но справедливый), а царствование его – священный долг. Отступление от этих требований ведут к бедам для державы – потопы, голод и пр. От указанного призыв к полному подчинению со стороны населения. Подданичество это своеобразный обет, тоже обязанность. И никакого сопротивления царю (даже в мыслях).
Филофей защищает стяжательство, предсказывает кару тем, кто покусится на монастырское имущество. По его взглядам светская власть должна пресекать такие попытки даже среди духовенства.
Понимание права традиционно – есть «грацкие законы», содержащие «правду», они включают в себя нравственные и правовые нормы (позитивное право). Проступок/преступление – «неправда», за которой следует неотвратимое наказание одновременно и от бога, и от правителя. Правосудие тоже священный долг правителя перед богом, также как и реализация своей власти.
Конечно, основное наследие Филофея в определении роли России в международном пространстве и истории. Его концепция «Москва – третий Рим» станет идеологической основой политики многих деятелей.
Москва — третий Рим
Судьба страны видится мыслителю неотрывной от православия. Только православное государство может быть инструментом божьей воли, непобедимой страной. Свою формулу Филофей произносит как сбывшееся пророчество:
«два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Величие России, ее славу и успехи сравниваются с величием, славой и успехами Рима и Византии. Их наследие не исчезло, их наследник – Россия.
Филофей не первый заговорил о возможности наследования одним государством политического или культурного наследия другого государства. Старец переработал эту теорию, известную еще в Византии.
Мыслитель не видит судьбы России без православия, а значит связывает государство обязанностями о заботе других православных государств или их православного населения.
Его концепция о Москве, как третьем Риме распространялась и воспроизводилась многими, даже включалась в систему росписей православных храмов. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, ее вполне можно считать доктриной, получившей официальное признание.
Филофей и свобода слова
Рассматривает Филофей и вопросы пропаганды, хотя, конечно, этот термин еще отсутствует. Он критикует свободу слова и высказывает необходимость ее запрета. Хочет запретить старец и научные исследования. Изучение физического мира он считает греховным, а от ученых призывает бежать. Единственное необходимое знание – духовное.