Абраам Моль
Абраам Моль (Абраам Андре Моль) — французский физик, философ, психолог.
Абраам Моль родился в 1920 году. О его ранних годах и личной жизни почти ничего неизвестно. Большее внимание в существующих статьях об ученом уделяется его творческой деятельности, идей, новых терминов, введенных им. Таких, как например, «параллельная школа», под которой он имел ввиду множество факторов, влияющих на развитие ребенка за пределами учебных учреждений. Эти знания усваиваются детьми на подсознательном уровне.
Учеба и работа
Моль обучался в университетах США, Франции и Швейцарии.
Трудовая деятельность А. Моля стимулировала развитие его мысли и оказывала заметное влияние на его труды. По работам А.М. можно проследить динамику эволюции его исследований, где он синтезирует системно-кибернетическую модель с эстетико-коммуникативной темой.
- В 1945-1954 гг. Моль трудился в Национальном центре научных исследований Франции.
- В 1954-1957 гг. он перешел на работу в Национальную французскую телерадиокомпанию.
- В 1957-1958 гг. А.М. переехал в Соединенные Штаты. Здесь он занимается исследованиями в экспериментальной лаборатории электронной музыки при Колумбийском университете.
- 7 лет — с 1950 по 1966 гг. — ученый преподавал в Страсбургском университете, затем стал основателем Института соцпсихологических проблем коммуникации опять же в Страсбурге. Он и возглавил свое детище.
- В 1984 году Моль снова уезжает в Штаты читать лекции в мексиканском Национальном автономном университете.
Скончался Абраам Моль в 1992 году.
Над чем трудился Абраам Моль
Абраам Моль — автор работ по эстетике, социальной психологии, акустике, научной методологии. Наибольший интерес вызвали труды, в которых автор попытался применить опыт естественно-научных методов к исследованию гуманитарных областей.
Впервые он затронул эту тему в своей докторской диссертации «Теория информации и эстетическое восприятие». Автор развил вопросы культурологических аспектов массовой коммуникации в следующем своем труде «Социодинамика культуры». В этих трудах ученый опирался на феноменологическую традицию в физике.
В «Содиодинамике культуры» он подразделяет культуру на две категории:
- Индивидуальная — это информация, которую индивид черпает из внешнего мира и проецирует на собственный экран, т.е. совокупность всех знаний, которые он усвоил в течение своей жизни;
- Социальная — массовая культура, которая, собственно, формируется в процессе развития всего человечества.
Моль отмечает, что это грубое описание происходящего. Все становится сложнее, когда осознаешь, что культура — это не сгусток информации, а товар, создаваемый определенными людьми. Он имеет свою цену и чем сложнее доступ к ней, тем выше ее цена.
Моль рассматривает социум через призму культуры. Человек создает культурные ценности в процессе всей своей жизни, впитывая информацию из внешнего мира, социализируясь и т.д. При этом он наполняется культурной составляющей, видоизменяет ее, синтезирует, в итоге преобразовывая ее в иное качество. Этот процесс носит закрытый характер, но при этом может продолжаться бесконечно.
Мозаичная культура
Абраам Моль ввел понятие «мозаичной культуры». Прежний мир был этакой эпохой гуманитарной культуры. Она представляла собой иерархическую, вполне упорядоченную, четкую систему с костяком и «вечными вопросами».
В настоящее время происходит явление «демократического шума» — человек получает мозаичную информацию сразу из множества источников. Они не структурированы, в основном плохо связаны между собой, калейдоскопичны, неоднородны и фрагментарны.
Гуманитарная культура на протяжении веков передавалась из поколения в поколение. Основой ее был университет, а скелетом — основные дисциплины, содержавшие общие знания об универсуме Вселенная.
В наши дни знания сыплются из каждого утюга по кусочкам навязчиво или не очень, и человек схватывает их из общего потока, воспринимает их и впитывает.
Основным поставщиком мозаичной культуры являются средства массовой коммуникации и, особенно, электронные масс-медиа. Абраам Моль предполагал, что культура станет не просто фоновым продуктом для социума, но ее движущей силой. При этом, роль культуры будущего он отводил именно мозаичному формату, не гуманитарному.
Российский политолог и социолог Сергей Кара-Мурза отмечал, что мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно — индивид выхватывает ее из мощного потока сообщений. И это кардинально отличается от того, как усваивалась традиционная гуманитарная культура, пронизанная ценностными вертикалями.
Второй важный момент, на котором Моль акцентировал внимание — это скорость обращения культурных артефактов. Те, кто имеет отношение к управлению культурной сферой, могут уменьшать или увеличивать скорость предлагаемого продукта. Это может быть слово — при переписке текста вручную скорость в 1 млн. раз ниже, чем при его наборе на линотипе.
Скорость самопроизвольно стремительно возрастает, если иметь ввиду такой фактор как количество потребителей. Например, у телевидения многомиллионная аудитория, поэтому информация, переданная с экрана, распространяется молниеносно за несколько минут, охватывая огромные массы людей.