Стратегия развития России — реальная и идеальная (ч.1)
8 мая 2019 года появилось сообщение на официальном сайте премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что одобрен план мероприятий по достижению национальных целей до 2024 года. Даже в самом общем виде этот план не представлен для анализа заинтересованными лицами. Всё сводится к нескольким фразам общего и ненового характера: «цифровизация, устойчивый рост экономики и инновации». Эти вещи можно классифицировать как критерии эффективности и уровня развития, причем их недостаточно для объективности, но не как мероприятия. Вряд ли у правительства есть точный план, который по-настоящему будет работать и включает в состав последовательность действий. Ведь принцип, по которому составлены все планы развития Правительства (доступные для изучения) — это установление желаемой цели и графа «результат» в виде достижения цели без описания траектории движения «от» и «до».
ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусмотрено формирование нескольких стратегических документов определяющих критерии развития России на перспективу. Стратегии национальной безопасности, научно-технологического развития, социально-экономическая стратегия. Их задачами являются: определение тенденций, диспропорций, ограничений, внутренних и внешних условий, возможностей, включая финансовые, а так же обеспечение безопасности. Контроль и мониторинг тоже предусмотрен.
Как же это всё реализуется — предмет для детального рассмотрения.
Отчет о выполнении Стратегий развития регионов есть в свободном доступе на сайте Министерства экономического развития. Как дословно сказано в отчетах «нарушен принцип реалистичности стратегического планирования, означающий, что при определении целей и задач социально-экономического развития необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков». Я бы добавила и с учетом обстоятельств, внешних и внутренних факторов и современных потребностей.
Согласно отчетам МЭР план мероприятий реализовался, однако не уточняется насколько хотя бы, процентов реализованы стратегии, а только то, что плановые показатели не были установлены и что их слишком узкий набор, для определения соответствия фактического развития регионов самой стратегии. Таким образом, заключение констатирует несостоятельность самих стратегий развития регионов, значит, разработанная программа действий и не была ориентирована на достижение поставленных целей изначально, что подтверждает их фантомность. (И это по всем регионам!)
К сожалению, социально-экономическая стратегия России не представлена общественности, а только можно узнать некоторые ее постулаты из заявлений представителей органов власти. И вот что можно основного выделить среди них:
Россия достойно преодолела вызовы финансового кризиса 2008 года, предотвратила его эскалацию и распространение на другие сферы;
Россия открыта к глобализации и всемирному взаимодействию, в то же время, сохраняя курс на защиту своего права «заявлять о себе» в мировом сообществе;
Ориентация на несырьевой экспорт сохраняется, и эта цель (как заявлено) частично уже достигнута;
Внедрение цифровизации во все сферы;
И как бы банально и парадоксально (учитывая тот же курс на автоматизацию, цифровизацию и технологизацию) это развитие человеческого капитала;
Приоритет — макроэкономические проекты по развитию инфраструктуры, образования, здравоохранения;
Инвестиции — как основной инструмент для реализации запланированных проектов. Только странно и некорректно определены источники инвестиций. Указывается, что это могут быть облигации, банковское кредитование, вклады граждан и прибыль предприятий. Всё это, кроме прибыли государственных предприятий увеличивает государственный долг, а стратегия предусматривает не принятие развития экономики через увеличение государственного долга.
И наконец самое интересное и стоящее внимания это признание того что социально-экономические и политические процессы становятся только сложнее (!).
А этот факт очевиден, я думаю, уже любому обывателю. Да, жить становиться сложнее, потребности растут, пусть не в количественном но в качественном смысле, возможности все больше ограничиваются искусственными (экономические, политические, законодательные /ограничительные) или естественными факторами (рост конкуренции, рост количества населения, рост инфляции, ухудшение климата).. Ну а методы противодействия остались те же, разработанные экономистами еще в самом начале формирования демократической формы государственного устройства. По истечении нескольких десятков лет демократия – власть народа превратилась во власть капитала, по причине того что инструменты управления либо не применялись либо неправильно применялись либо неправильно подействовали. Большая часть механизмов управления устаревает, основанных на старых стандартах экономической и политической теории, так же как и любые другие разработки и требует совершенствования или же пересмотра в связи с новой формой мироустройства.
Видимо этот документ не просто формальность, а PR-инструмент. Это даже не амбициозные цели, а сказки на ночь усыпляющие бдительность доверчивых людей.
Росстат прикладывает максимум усилий для сглаживания сложившегося дисбаланса между целевыми показателями и реальными это уже ни для кого не секрет, и жизнь получается как в виртуальной реальности: вроде бы все есть, а ничего нет.
В чем вообще смысл формирования стратегий, и какой должна быть идеальная стратегия?
Марта Шакулина