Бернард де Мандевиль
Бернард де Мандевиль (1670 г., Роттердам — 21 января 1733 г., Хакни, Лондон) — философ и доктор медицины, писатель и автор известного произведения «Басня о пчелах».
Мандевиль был голландского происхождения, родился в городе Роттердаме в 1670 году, студент Лейденского университета в Нидерландах, переехавший в Лондон в 1699 году, чтобы жениться на своей английской невесте.
Мандевиль о пороках и общественном благе
«Басня о пчелах», первое издание которой вышло в 1714 году, представляет собой странную книгу, потому что она является комментарием к поэме, написанной самим Мандевилем за несколько лет до этого — в 1705 году.
Его басня — тонко завуалированный критический памфлет об обществе, которая, как он думал, была неправильно понята, в этой книге он пытается защитить себя от недоброжелателей и объяснить, что он на самом деле хотел сказать.
Ворчащий улей
Стихотворение, с которого все началось, называется «Ворчащий улей». Он рассказывает нам о самом процветающем обществе пчел, которое когда-то можно было найти в лесу, которого боялись его враги, восхищались его друзья. Но это не значит, что в улье не было проблем. В этот момент Мандевиль начинает рассказывать своим читателям о преступниках, негодяях, врачах, выписывающих дорогие и недействующие лекарства, нелицензированных священниках, коррумпированных политиках, и читатель начинает понимать, что это произведение, на самом деле, — политическая сатира, которая описывает в мельчайших подробностях все, что было продажным и преступным в Англии того времени.
Мандевиль говорит:
«Таким образом, каждая часть была полна порока, а вся масса была раем».
Но затем история принимает неожиданный оборот. Пчелы начинают роптать, начинают жаловаться: почему так много правонарушителей, почему мы не можем быть честными и добрыми, почему так трудно избавиться от преступников? Боги услышали жалобы существ, которых они завалили милостивыми дарами, рассердились и решили наказать неблагодарных пчел.
В наказание пчелы получают именно то, о чем просили. На следующее утро каждая пчела превратилась в полностью честное насекомое. Результаты были разрушительными. Все сотрудники полиции, все адвокаты и судьи в одночасье становятся безработными. Архитекторам, строящим тюрьмы, делать нечего. Добросердечные пчелы не хотят хвастаться своим богатством перед соседями, поэтому художникам и скульпторам больше нечего делать.
Улей разваливается, большая часть пчел улетает, а те немногие, что остаются, живут в дупле дерева. История заканчивается тем, что два человека идут по лесу, наблюдают за несколькими пчелами, жужжащими вокруг дерева, и один из них говорит другому:
«Ты видишь этих бедных маленьких существ?»
Мораль басни напечатана на ее первой странице: частные пороки, общественные блага. Плохое поведение некоторых отдельных членов группы может привести к величайшему процветанию коллектива в целом.
Стихотворение считалось многими современниками апологией преступления, страшным памфлетом в защиту безнравственного поведения. Но это вовсе не входило в намерения Мандевиля.
Басня о пчелах
После написания «Ворчащего улья», своего забавного стихотворения всего на тринадцати страницах, он написал «Басню о пчелах» — сотня страниц, в которых он подробно и с примерами объяснил, почему он считал, что человеческие общества не могут процветать без определенной степени нежелательного поведения.
Бернард де Мандевиль выявляет разрыв между уровнем личности и уровнем общества в целом. То, что является неприятным поведением в случае одного человека, может оказаться на коллективном уровне очень позитивным для всего общества.
Эта линия рассуждений, является довольно частой в социологии (например, в функционалистском анализе Роберта Мертона, разработанном в 1940-х годах). В определенных ситуациях противоправная деятельность отдельных групп лиц способствует интеграции общества в целом.
Эти латентные функции могут быть совершенно непреднамеренными и неузнаваемыми участниками, но тем не менее результатом является то, что общество работает, что коллективные цели достигаются с большей легкостью.
Мандевиль чувствует эту концепцию скрытых положительных функций. Он не хочет восхвалять греховное поведение, но хочет показать, что когда вы обнаруживаете деструктивное поведение, вы не должны ожидать, что оно будет иметь только негативные последствия; вы также должны следить за его возможными положительными эффектами.
На основе материалов Coursera.