Новый КоАП: Людоедский кодекс от Минсправедливости

Новый КоАП: редкое единодушие «единороссов» и правозащитников

Сходные оценки законодательной инициативе Минюста дали политические оппоненты – представители партии «Единая Россия», независимые эксперты и правозащитники. Речь идёт о проектах нового Кодекса РФ об административных правонарушениях и специально выделенного в отдельный документ процессуального КоАП. Обзору предлагаемых норм права предложил читателям «Коммерсантъ».

Министерство юстиции (если кто забыл, слово «justitia» означает «справедливость» и известно, в частности, по выражению «Fiat justitia pereat mundus!» – «Да восторжествует справедливость, хотя бы погиб мир!») подготовило свои разработки не по собственному почину, а во исполнение поручения бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева. Для ознакомления и обсуждения законопроекты размещены на портале Regulation.gov.ru. По замечанию «Коммерсанта», оба документа должны вступить в силу с 1 января 2021 года, но до настоящего времени пока не поступили на рассмотрение в Государственную Думу.

Если говорить об общих впечатлениях от законотворчества авторов из ведомства, то секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» отозвался о проектах вполне однозначно: «Мы видим преимущественно ужесточение репрессивных механизмов. Закон нужен для профилактики правонарушений, а не для создания репрессивной машины или дополнительных поборов с населения. Основные его положения нужно обязательно обсудить с людьми и по результатам доработать». Очень показательную аттестацию проекту дал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законности Павел Крашенинников. Мало того, что он отозвался о нём как «сыром, который вряд ли может быть принят» (невольно напрашивается мысль о другом проекте, связанном с корректировкой Конституции РФ: почему-то по поводу этого документа подобные мысли у уважаемого юриста не возникают). Парламентарий полагает, что минюстовский вариант одного из ключевых правовых инструментов «противоречит ориентирам, обозначенным президентом в послании Федеральному Собранию». По мнению депутата Госдумы, «Особенно вызывает недоумение сильное увеличение штрафов за нарушение ПДД, предложение ввести накопительную систему нарушений в этой сфере, а также меры, связанные с возможностью конфискации автомобиля в пользу государства».

Отдельные думцы тоже высказали свои нелестные суждения по поводу продвигаемых нововведений. Так, первый заместитель профильного комитета Государственной Думы Вячеслав Лысаков отозвался о намерении увеличить штраф за превышение скорости движения с 500 до 3000 рублей как ничем не мотивированном, даже выглядящим «просто как откровенная попытка залезть в карман автомобилистам». Более жёсткая оценка прозвучала из уст заместителя председателя фракции ЛДПР Ярослава Нилова. Как процитировал «Коммерсантъ», он заявил, что планируемое увеличение штрафов за скорости «антисоциально и оторвано от реальности». И развил свою мысль в весьма красноречивой фразе: «Дальнейшее «удушение» и без того не шикующих граждан безумными штрафами неминуемо вызовет шквал критики в адрес правительства».

Не поскупились на критику новых минюстовских инициатив и общественники. Один из них, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов, выражая своё негодование документом, определил его как «абсолютно людоедский». Оно и понятно из следующей цитаты: «Штрафная нагрузка на водителей увеличивается до шести раз. И это при том, что власти планируют до 2024 года вдвое увеличить число камер. Нам говорят «вы не нарушайте – не будет штрафов», но камеры стоят как ловушки».

Своё «лыко в строку» вставил и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «3 тыс. руб. за превышение скорости – это вполне европейский уровень штрафов при средней по стране африканской зарплате. Новая система штрафов вполне способна стать большим бременем для автовладельцев, чем транспортный налог и даже цены на топливо. Надеюсь, у депутатов хватит благоразумия отправить этот проект туда же, куда ушло прошлое правительство». Хотелось бы верить…

Реформа административного законодательства: немного конкретики

Чтобы разобраться (и, возможно, присоединиться к высказанным выше точкам зрения или, напротив, противопоставить им свои взгляды на проблему), обратимся непосредственно на обсуждаемые документы. И в первую очередь – те новации, которые могут подстерегать автомобилистов.

Так, штраф за превышение допустимой скорости на 20–40 км/ч предполагается увеличить до 3 тыс. руб. (сейчас за аналогичное правонарушение полагается заплатить в казну 500 руб.). Если скорость окажется выше уже на 40–60 км/ч, то сумма штрафа может составить уже 4 тыс. руб. (сейчас – 1–1,5 тыс.). А особо лихих водителей, кто превысит допустимую скорость на 60 км/ч (сейчас «порог» – 80 км/ч), смогут оштрафовать на 5 тыс. руб. или даже лишить водительского удостоверение на срок до полугода. Повторное превышение скорости сулит не только назначение штрафа в размере 10 тыс. руб., но и лишение прав.

Отказ от освидетельствования может быть увеличен с 30 тыс. до 40 тыс. руб., а срок отстранения от руля для нетрезвых водителей – с двух до трёх лет. Новация, предлагаемая Минюстом России, касается тех, кто не только садится управлять автомототранспортным средством во хмелю, но и перевозит при этом детей в возрасте до 16 лет в качестве пассажиров. В таких случаях, как отражено в проекте, виновному может быть не только назначен штраф в 50 тыс. руб., но его предполагается лишать (на срок до 3 лет) права управления транспортным средством. При этом выдача машины со штрафстоянки возможна при внесении залога в 30 тыс. руб.

По замечанию «Коммерсанта», в новом кодексе предполагается закрепить «много «точечных» ужесточений». Например, если управление автомобилем осуществляется без ОСАГО, то штраф может возрасти с 800 до 1 тыс. руб. Игнорирование требований Правил дорожного движения в части использования детских удерживающих устройств (так называемых «автокресел») может облегчить кошелёк водителя на сумму 5 тыс. руб. (в настоящее время сумма штрафа составляет 3 тыс. руб.). Пересечение железнодорожного переезда на красный сигнал светофора чревато таким же по сумме штрафом (сегодня санкция ограничена суммой в 1 тыс. руб.). «Плоть и кровь» может обрести термин «опасное вождение», введённый в Правила дорожного движения ещё в 2016 году: за такую езду предлагается ввести штраф в 5 тыс. руб.

К числу других санкций, которым могут быть подвергнуты водители, относится увеличенный (с двух месяцев до одного года) срок давности привлечения к ответственности. Если кто будет отказываться остановиться после «неоднократного» требования полиции, при попытках скрыться и при угрозе жизни и здоровью граждан, то такой водитель вполне может «переквалифицироваться» в пешехода на срок до 3 лет (причина банально проста – лишение прав).

Очень, ну, очень неприятный сюрприз – это предполагаемая накопительная система нарушений (доселе такого не было). «Коммерсантъ» привёл умозрительный пример: «водителя смогут лишить прав на срок до полутора лет в случае, если он в течение года совершил три нарушения из «закрытого» перечня, к примеру, превысил скорость на 60 км/ч, не уступил дорогу пешеходу, проехал на красный свет». Единственным (но, наверное, довольно слабым) утешением может оказаться то, что в вводимой системе не будут учитываться нарушения, выявленные видеокамерами, – в «зачёт» пойдут только те, что выявлены полицейскими. Не исключено, что к новшествам может быть причислено и новое право инспекторов – конфисковать авто в ряде случаев (подробности не уточняются).

«Иван кивает на Петра…»

Как представляется, попытки представителей министерства «справедливости» оправдаться за предложенные жёсткие меры напоминают про известную поговорку. Ибо представляют собой стремление оправдаться… предложениями от МВД России. А уж полицейское ведомство, очевидно, не видит иных возможностей «приструнить» правонарушителей иначе, как воздействуя на них через «самое эротическое место» – кошелёк или банковский счёт.

Отчасти такая жёсткость позиции может найти объяснение в словах источников «Коммерсанта»: мол, над проектом работало несколько групп и согласованности («синхронизации») в их деятельности не было.

Теперь-то, конечно, можно твердить и про то, что первоначальный текст законопроекта был разделён на два – собственно Кодекс об административных правонарушениях и процессуальный КоАП, про запутанный текст, грамматические ошибки, «сырые» формулировки и т.п. Словом, профессионализм разработчиков вызывает изрядные сомнения. Сравнение кодекса с «письмом из Простоквашина» – вообще убойная характеристика. Поспешность же в действиях (ох, эта торопливость!!!), по мысли источника «Коммерсанта», может быть объяснена намерением «успеть в марте внести в Госдуму».

Возможно, в чём-то прав другой информатор, говоривший про возможность корректировки размеров штрафов, возможность распространения скидок при уплате «на все составы, кроме самых грубых нарушений». Как знать… Чего ждать после доработки?!

Административная «защита» в сфере информации. И не только

Особое внимание приковывает, однако, особый раздел КоАП, а именно – новая глава с №33, именуемая «Административные правонарушения в области сбора, обработки, распространения и защиты информации». Так, нормы этого раздела Кодекса об административных правонарушениях предполагают ввести новые штрафы «за распространение информации незарегистрированными СМИ» и за возможность штрафовать редакции «за сокрытие сведений о финансировании». Как полагает «Коммерсантъ», повода для паники, охватившей было ряд экспертов, не наблюдается, поскольку в главе 13 действующего КоАП РФ такие же нормы и размеры штрафов уже прописаны. Поэтому, возможно, у страха глаза оказались велики.

А вот что действительно может случиться, так это изменение санкций «за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и экстремизме». Как ни покажется парадоксальным на общем фоне, – в меньшую сторону. В частности, одно из предложений заключается в том, чтобы сократить штрафы за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него». Действующий сегодня КоАП РФ предполагает, что сумма штрафов за такое деяние зафиксирована в пределах от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то новый кодекс может отразить меньшие суммы – 3–5 тыс. руб. 50–100 тыс. руб. штрафа для должностных лиц предлагается уменьшить до 10–30 тыс. руб. Максимальное послабление – снижение санкции с 1 млн руб. до 100 тыс. руб. – ожидает, судя по всему, юридических лиц. При этом прокомментировавший «Коммерсанту» планируемые перемены в законодательстве религиовед Роман Лункин отметил, что на его памяти нет случаев реального наказания за такого рода правонарушения: «Если бы это была популярная статья, которая помогала бы кого-то контролировать, то, возможно, штраф бы даже увеличили».

Не исключено, что десятикратное снижение штрафов может ожидать и тех юрлиц, которых привлекают к административной ответственности за производство, распространение и хранение экстремистских материалов, включённых в соответствующий федеральный список Минюста России. В настоящее время такие штрафы – поистине гигантские (от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.), а снижение их видится вполне реальным и существенным (от 50 тыс. до 100 тыс. руб.). Но и тут не обошлось без «ложки дёгтя в бочке мёда». Отдельной статьёй предполагается установить ответственность индивидуальных предпринимателей: штрафы для ИП предлагают закрепить в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (для граждан размеры штрафов могут остаться без изменений). По словам известного правозащитника Льва Пономарёва, поделившегося мнением о новациях с «Коммерсантом», введение штрафов для предпринимателей может оказаться «запугиванием» конкретной группы потенциальных нарушителей, которой заинтересовались власти. Если речь вести о снижении штрафных санкций для юридических лиц, то, как полагает Пономарёв, его можно приветствовать, хотя не стоит исключать возможности того, что оно «продавлено» соответствующим лобби от типографий.

Прибавят ли радости «письма счастья»?

Вопрос о возможном увеличении штрафной нагрузки далеко не так прост, как кажется. С одной стороны, вроде бы, более строгие санкции должны дисциплинировать потенциальных правонарушителей, удерживать от каких-то действий. Но, с другой (особенно это касается участников дорожного движения), такие меры не имеют особого воспитательного эффекта: кто привык лихачить – того никакими штрафами не уймёшь. И даже возросшее количество видеокамер на улицах и дорогах у них вызывает, в лучшем случае, глухое бурчание, а не стремление к соблюдению установленного порядка. И от пресловутых «писем счастья», оповещающих о штрафах, проку, похоже, – тоже немного: кто чувствовал себя «королём дороги» (таких, в общем-то, немного, но они есть), тот таким, как правило, и остаётся. А попытки пополнить казну очень часто оказываются сродни переноске воды с помощью решета. Другое дело, что те же видеокамеры могут использоваться и по иному назначению… Но это уже, как поговаривает известный артист и ведущий передачи «Следствие вели» Леонид Каневский, «совсем другая история».

Понравилась статья? Поддержите Издание:

Или поделитесь в социальных сетях:

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности