Краткий курс молодого политика – как дойти до цели в избирательной кампании
Дать универсальные рекомендации для молодого неопытного политика или краткий курс молодого политика, которые помогли бы ему достичь успеха в избирательной кампании, невозможно – слишком разными будут условия участия и пути к заведомой цели. Но можно воспользоваться уже имеющимся опытом и советами бывалых: что надо делать и чего надо избегать.
Примерные исходные данные: вы – молодой политик лет 21-35 (самому молодому депутату Госдумы нынешнего созыва Василию Власову 24 года), с высшим образованием, с опытом работы, интересуетесь политикой, хотите участвовать в избирательной кампании в качестве самовыдвиженца или кандидата от небольшой партии. Психологический портрет: вы целеустремлены, стрессоустойчивы, амбициозны, решительны, настойчивы и коммуникабельны. Это в идеале, различные вариации допустимы. Главное – у вас есть страстное желание войти в круг политиков, занять там заметное место и получить возможность влиять на политический процесс в регионе или стране.
На какие позиции может претендовать новичок? Курс молодого политика говорит: можно, конечно, сразу претендовать на пост президента страны, если не боитесь получить чувствительный удар по своему самолюбию в сражении с политическими «тяжеловесами», но лучше идти к заветному месту постепенно, набираясь опыта на местных выборах. Выборы – это не казино, где, говорят, действует правило: новичку всегда везет; выборы – это постепенный тяжелый подъем к заветной вершине. Конкуренция здесь огромная: в выборах- 2021 по итогам подачи заявлений в предварительном голосовании от «Единой России» в некоторых избирательных округах конкурс составлял 15 человек на место.
Курс молодого политика: что нужно знать и уметь
Для некоторых это прозвучит грустно, но нужно знать всё, с чем вы столкнетесь уже на этапе подготовки к избирательной кампании, а затем, в возросших масштабах, во время ее проведения. «Знать всё» поможет команда, в которую должен входить юрист, экономист, политолог, специалист по связям с общественностью, журналист, IT-специалист – или хотя бы люди, кто обладает приличными знаниями в этих областях. Команда – это ваши друзья, единомышленники, сторонники, которые согласны вместе с вами потратить свободное от работы время на процесс вхождения в политику. Кандидату тоже придется сесть за книги или компьютер и изучить основы законодательства о выборах, а затем искать ответы на вопросы по мере их поступления.
Еще один важный момент: для избирательной кампании нужны денежные средства; для расчета избирательного бюджета и нужен будет экономист или финансист. Не секрет, что желательно иметь хорошего спонсора.
Не расстраивайтесь, если посчитаете, что для вас всё перечисленное недостижимо – это недостижимо для многих, но они ищут запасные варианты, строят свою тактику на том, что есть. В конце концов, в политику иногда попадают люди, выбивающиеся из общепринятого стандарта. Так, в парламенте (правда, итальянском) с 1987 по 1992 год заседала порно-звезда Илона Сталлер, по прозвищу «Чиччолина», а избранный на пост мэра Киева Виталий Кличко постоянно радует публику своими неуклюжими фразами: «У меня есть два заместителя, четыре из которых уже месяц лежат в кабинете министров и не могут быть приняты». Победа Владимира Зеленского как несистемного кандидата показала новую тенденцию – люди устали от прежних однообразных политиков, желают видеть новые лица. Участие в текущих выборах в Госдуму бывшей участницы группы «Тату» Юлии Волковой может обнадежить каждого – участвовать могут все.
Что нужно уметь? Курс молодого политика дает следующее решение — уметь анализировать, убеждать, слушать и слышать людей, много работать и быстро находить решение, если ситуация меняется.
Предвыборная кампания и краткий курс молодого политика
Специалисты советуют начинать подготовку к избирательной кампании примерно за два года до ее начала. Можно готовиться и два месяца, но разве что для тренировки.
Шаг 1. Подготовка предвыборной программы
Несмотря на то, что о предвыборной программе после окончания выборов забывают не только избиратели, но и сами кандидаты, ее нужно тщательно готовить. Программой вы заявляете о своем появлении на политической арене и о тех долгожданных переменах, которых ждут ваши избиратели. Не следует замахиваться на глобальные проблемы, с которыми не справились еще ни в одной стране (например, искоренить коррупцию), хотя они и звучат привлекательно для электората. Если вы идете на местные выборы, включать в программу надо решение местных болезненных проблем (дороги, экология, медицина, строительство и т.п.).
Шаг 2. Позиционирование и продвижение
Политик – это «товар» на политическом рынке (так утверждают в политическом маркетинге) и продвигать себя нужно как товар: объяснить, что нового вы внесете в общественную жизнь, чем вы выгодно отличаетесь от своих конкурентов, что получит избиратель, если вы станете депутатом.
Политтехнологи отметили: в условиях анти-элитных настроений в российском обществе растет значимость коммуникативных умений кандидатов, поэтому начинать нужно с собственного имиджа. Неважно, обладаете ли вы красивой внешностью или нет, вам надо стать притягательным для людей. Снимите свое выступление на видео и критично рассмотрите его – так можно выявить недостатки мимики, телодвижений и ораторского искусства. Чаще выступайте перед аудиторией, наблюдая за ответной реакцией или отмечая ее отсутствие.
Известные и доступные политтехнологии в избирательной кампании
Обеспечить свою популярность кандидат может с помощью специальной тактики. Главная цель тактических приемов – сделать политика узнаваемым, а основной инструмент – средства массовой информации и социальные сети, которые усиливают имидж. Разработано множество тактических приемов – можно воспользоваться уже существующими, изучив тактику кандидатов на прошедших выборах, или подойти креативно и придумать самим, как достучаться до избирателя.
- Позиционирование. Стать узнаваемым поможет яркая картинка на листовке или баннере с вашим изображением и кратким, но запоминающимся лозунгом. Выбор лозунга – нелегкая задача, можно попасть в список неудачных примеров. Например, широкую известность (в плане насмешек) получили баннеры с изображением девушки-кандидата с лозунгом «Шахтер, выбери меня» и кандидата от ЛДПР с лозунгом, воспринятым как пошлость, «Делаю женщин счастливыми». Креативно, но двусмысленно прозвучал лозунг «Избавим город от паразитов». Баннеры с лозунгом «Очистим засоры во власти» на выборах в свердловское Законодательное собрание с изображением Леонида Волкова, держащего вантуз в руках, вызвали не очень приятные ассоциации у населения.
- Выбор медийных средств. В каждом регионе может быть свой подход к избирателю. Например, в Тюмени активисты считают самым действенным инструментом «раскрутки» электората в городе «сарафанное радио», а в районах – газеты. Правильность такого выбора подтверждается политтехнологами: слухам, переданными знакомыми и друзьями, люди верят больше, чем официальной информации. Распространять их можно через социальные сети или через своих помощников, которые в местах скопления людей, например, в отделении банка, делятся новостями. Доверенные люди могут ненавязчиво сообщить о ваших успехах (например, вы добились открытия или закрытия чего-нибудь), о предстоящих мероприятиях или акциях с участием знаменитости, организованной вами.
Газеты остаются действенным средством агитации для людей старшего возраста, которые составляют основную часть электората. Поместить материал о кандидате и его акциях можно в районной газете, а можно, если позволяют средства, на период выборов издавать собственную газету.
- Тактика «тысячи шагов» или полевой работы включает обход кандидатом и его командой домов, дворов, общественных мест с раздачей листовок с информацией о кандидате и с яркими предвыборными лозунгами. Ничего, что эти листовки вскоре будут выброшены в мусорное ведро, процесс запоминания кандидата уже запущен. Обход дворов предполагает встречу с находящимися во дворе многоквартирного дома жителями – чаще всего это пожилые люди и мамы с детьми. От них можно получить достоверную информацию о проблемах данного участка и использовать ее в дальнейшей работе. Нежелательно расклеивать листовки повсюду – листовка с вашим портретом на двери подъезда вызовет раздражение жителей дома, а на остановке общественного транспорта понизит вашу значимость пририсованными усами (даже если вы – девушка) и огромными ушами. Радость оппонентов вызовет наружная реклама с вашим портретом на здании цирка или питейного заведения.
- Встречи с избирателями – это следующий важный шаг по продвижению кандидата после распространения агитационных материалов. Технология «мягкой силы» – это организация различных массовых мероприятий: концертов, выставок, спортивных состязаний, розыгрыша лотерей, конкурса селфи и т.д., где вы будете главным лицом. Нужно использовать любой информационный повод – так делала «Справедливая Россия» на региональных выборах в Новосибирске – и выиграла. Можно выступить перед мероприятием с краткой речью, можно принять участие в спортивных соревнованиях, показывая свою доступность и что вы «такой же, как все». Главное, чтобы это было освещено в прессе, результативность акции будет оцениваться по количеству публикаций в СМИ или по количеству комментариев в соцсетях.
Усилить значимость акции можно приглашением известных людей, сочетанием своей программы с общественно-значимыми проблемами региона, использованием важного события, произошедшего только что в регионе (например, начала или окончания строительства, запрета или разрешения чего-либо, аварии или благополучного предотвращения катастрофы и т.п.). К акциям нужно подходить с умом, просчитывать каждый шаг: например, массовая посадка деревьев на аллее покажет вашу беспомощность, если через несколько дней листочки деревьев поникнут из-за отсутствия полива.
- Социальные сети являются хорошим дополнением к традиционным тактическим приемам. Команда Зеленского это прекрасно понимала: в Instagram у кандидата Зеленского было 35 миллионов подписчиков, у его соперника Порошенко – 253 тысячи. Результат известен.
По анализу издания РБК, соцсети стали первым по значимости инструментом при выборах, тем более в условиях, когда посещаемость людей на массовых мероприятиях резко сократилась после пандемии. В социальных сетях важно попасть в нужное виртуальное пространство, например, в городских районах с новыми многоэтажными домами сообщества жителей домов или микрорайонов являются активными и действующими, а в районах со старыми домами такие обсуждения вряд ли будут живыми. Для кандидата, идущего на общение в соцсетях, необходимо быстро реагировать на запросы.
- Постоянный мониторинг СМИ. Проверить эффективность своих действий можно по сообщениям в СМИ – чем их больше, тем лучше. Даже негативные отклики принесут пользу: они покажут ваши пробелы и ошибки и позволят вовремя их устранить.
Проиграть – это не конец, это начало
Вступать на опасную тропу политики, полную неожиданностей и разочарований, нужно с уверенностью в своей победе. Но если не получится – вы все равно выиграете. Выиграете в борьбе с самим собой, преодолев боязнь проигрыша, выиграете в закалке характера, выиграете в выборе команды, с которой можно идти дальше. Вы почувствуете вкус острой схватки с умным и более опытным противником и поймете, что сделали правильно, а в чем проиграли. Главное, вы увидите избирательный процесс изнутри, накопите нужный опыт в применении различных избирательных технологий и станете узнаваемым.
В следующей избирательной кампании вы будете действовать более уверенно, и успех непременно будет за вашей стороне.