Герменевтика

Герменевтика

Герменевтика – (греч. ἑρμηνευτική, от ἑρμηνεύω – разъясняю, истолковываю), искусство растолковывать древние тексты, Писания, изучение принципов интерпретации. Герменевтика вначале появилась в рамках истолкования библейских и других богословских книг, задачей герменевтики стало понимание текстов и выяснение цели их написания.

Понятие о герменевтике может применяться в нескольких смыслах:

  • Искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов;
  • Направление в философии XX века, возникшее на основе теории интерпретации текстов. [В. С. Малахов. Герменевтика // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.]

Герменевт – теоретик или практик в области герменевтики (богословской, филологической, философской и др.).

Происхождение

Хотя термин герменевтика не имеет непосредственного отношения к мифу о Гермесе, однако Гермес может служить метафорой идеи о силе слова, высказываний и т.д.

В древнегреческой мифологи Гермес сын бога Зевса и плеяды Майи, был вестником богов, он стал изобретателем чисел, алфавита, нотной грамоты, астрономии и т.д.

Изначально сам термин применялся зачастую в отношении богословских текстов, их растолковании, со временем – в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных произведений, дошедших уже до современников в искаженном и частичном виде, что привело к потери истинного смысла, и становилось непонятным без комментариев и дополнительных объяснительных изданий авторов. Так герменевтика стала дисциплиной филологической критики.

Первая герменевтика и герменевты

Автором первой обобщающей работы по герменевтике считается христианский мыслитель Аврелий Августин (354-430 гг н.э.) со своим трактатом “Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия”.

Герменевтика играет большую роль в литературоведении, так как при любом изучении произведения необходимо детальное и углубленное толкование, но герменевтика занимается исследованием не только рукописных произведений искусства, она также истолковывает и исторические события и другие объекты, которые могут не нести за собой очевидный смысл и требуют истолкования.

Герменевтику можно считать одним из методов анализа текста. Так называется философское направление, которое рассматривает философское применение герменевтики. Представителями герменевтики, вкладывающимися в ее развитие, являются Гадамер, Шлейермахер, Поль Рикер, Эмилио Бетти, и русский ученый Густав Густавович Шпет. Еще одним философом в области герменевтики можно считать историка Вильгельма Дильтея, он стремился заменить методику изучения природы “путем наблюдений” на возможность “вчувствования” ее. Активно продвигая данный подход, таким образом, он призывал понимать то или иное историческое событие методом “сопереживания”, попытками вжиться в роли исторических персон, и научиться исследователю ощущать себя в эпицентре тех событий.

Вопросы, которыми занимается герменевтика

  • Как возможно достичь понимания?
  • Что следует предпринять, чтобы текст перестал пугать своей непонятностью исследователя?
  • Как помочь читателю найти свою уникальную методику понимания текстов, освобождая его от чувства равнодушия к данному тексту.
  • Соотношение истинности и уникальности понимания конкретного субъекта.

История герменевтики

В эллинскую эпоху центром герменевтики считается Александрия, где перекрещивались западные и восточные учения. В частности перевод книг Ветхого Завета на греческий язык натолкнул исследователей на вопрос о технике работы толкования. Впоследствии данные техники применялись христианскими богословами. В первых богословских школах начинали обучать различным направления герменевтики. Так например, александрийская школа тяготела к аллегорическому пониманию Священных текстов, а антиохийская к буквальному и историческому. Аллегорическое понимание подразумевало мистические, исторические и топологические смыслы.

Первая христианская герменевтика основалась на единстве философско-теологических принципах и была связана с самой концепцией Слова. Первые христианские приверженцы герменевтики трактуют понятие Слова, и как не выраженное (Слово принадлежало Богу-Творцу до сотворения всего), и как произнесенное, коим Бог сотворил жизнь. Коммуникативная идея слова оказалась переплетенной с идеей речи – считал Татиан.

По мнению Татиана, природе Слова свойственно:

  1. образование иного Я, возникающего из несовпадения Я, обладающего Словом в себе, задумывающего его, и Я, оформляющего и сообщающего его;
  2. Слово обнаружило себя как провокатор самопознания;
  3. Слово двойственно, оно, с одной стороны, предопределено (звуком или слогом), а с другой – свободно (в процессе произнесения оно может измениться).

Одним же из самых серьезных опытов в христианской герменевтике стали сочинения Оригена: «О началах», «Гекзаплы», комментарии к «Песне песней», к Евангелиям от Матфея и Иоана и др. Текст «Гекзапл» разделен на шесть столбцов (в первом – еврейский текст Ветхого Завета, во втором – греческий перевод, в третьем – перевод семидесяти толковников, в четвертом – перевод на греческий Акилы, в пятом Симмаха). Сопоставление разных переводов, выполненных с разными целями, позволило выявить разную смысловую и терминологическую нагрузку тех или иных слов и значений. Ориген различает три смысла при истолковании Священного Писания: исторический, душевный и духовный.

В VI-X вв. когда Христианство вышло за пределами средиземноморского бассейна и стало охватывать земли будущей Западной Европы, произошла новая волна герменевтики, связанная, главным образом, с включением в христианское поле варварских народов. Это повлекло ряд исследований этимологии (Исидор Севильский), разъяснение чудес (Григорий Великий), с объяснением мира, как единства чуда, загадки, школы и морализации (Алкуин). Подлинный же расцвет герменевтики пришелся на Средние века, когда идея Слова уже была связана с идеей речи.

XIII-XIV вв. считаются золотым веком герменевтики, так как появляется новое условие – изменение понятия философии, которое теперь образуется только с истинами разума. Изменилось и представление о речи. Появляется такое направление, как модизм – анализ модуса речи. Р. Килвордби писал, что речь бывает значащей в той мере, в какой она отвлекается от каждого отдельного языка, т.е. когда она присутствует в уме говорящего.

Таким образом, чем более рационалистичной становилось данное философское течение, освобождаясь от религиозных парадигм или пытаясь найти основания для их взаимосвязи (Фома Аквинский), тем более четко делились основания герменевтики на

  1. предмет понимания и комментирования
  2. на процессы понимания и комментирования.

В советский период в отечественном языкознании термин экзегетика долгое время был под запретом, так как он ассоциировался в большей степени с толкованием библейских текстов, что в то время считалось неприемлемым. Герменевтика же употреблялась довольно широко. В связи с этим, в современном русском языке экзегетика понимается как раздел богословия, отвечающего за толкование текстов, имеющих определенный духовный и богословский смысл, а герменевтика стоит дальше от вопросов веры и употребляется в смысловом контексте светской литературы.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности