Историческая справка
Анаксагор Клазоменский (ок. 500 до н. э., Клазомены — ок. 428 до н. э., Лампсак), еще одна важная фигура досократической эпохи, был влиятельным философом и ученым, который жил и преподавал в Афинах почти 30 лет. Его философские взгляды вращались вокруг самой природы. Как и в случае с большинством философов Древней Греции, его идеи контрастировали и сталкивались с современными идеологиями и верованиями, и это привело его к опасным для жизни последствиям.
Анаксагору приписывают то, что он был первым, кто основал философию во всей ее полноте в Афинах. Где она достигла своего пика и продолжала оказывать влияние на общество в течение сотен лет. Он посвятил большую часть своего времени объяснению природы. Рассматривая вселенную как недифференцированную массу, пока она не была обработана духовным компонентом. Который он назвал “nous”, что означает «ум». Он верил, что в физическом мире все содержит часть всего остального. Ничто не было чистым само по себе, и все было перемешано в хаосе. Применение nous придает этому хаосу определенное движение и смысл.
Анаксагор и его идеи
В центре учения Анаксагора находилась концепция о происхождении и эволюции космоса. Подобно своим предшественникам Анаксимандру и Анаксимену, Анаксагор считал, что первоначально мир находился в бесформенном состоянии. Однако, в отличие от других философов, выделявших «первичный элемент» (воздух, огонь, вода и т. п.), который стал основой для возникновения других, Анаксагор предложил теорию «первичной смеси». Согласно учению философа, она состояла из всех элементов («существующих вещей»). Составляющие элементы находились в неподвижном состоянии до появления некоего внешнего фактора, который Анаксагор назвал «Νούς» («Ум» или «Разум»). Концепция «первичной смеси» не находит аналогов в мифологии и верованиях связанных с Элладой народов. Анаксагор предложил её впервые, что отображало прогресс греческой научной мысли.
Организующий космические процессы «Разум», хоть и не является Единым Богом в современном значении, представляет собой шаг в сторону монотеизма. Платон и Аристотель пытались найти в учении Анаксагора о космическом Разуме идею творца-демиурга. Не обнаружив таковой, они подвергли его критике. Одни раннехристианские авторы клеймили Анаксагора за безбожие (Ермий Философ), другие видели в нём первого философа, который предвосхитил идею единого Бога (Ипполит Римский). Объяснение природы солнечных и лунных затмений, вокруг которых всегда существовали домыслы и легенды, стало важным этапом в развитии науки. Учение Анаксагора противопоставило науку и предрассудки, нанесло удар по авторитету различных жрецов и прорицателей. В отличие от современников, которые воспринимали Солнце и звёзды чем-то божественным, для Анаксагора не существовало принципиальной разницы между Небом и Землёй. Небесные светила имели земное происхождение: звёзды — мелкие камни, а Солнце — раскалённая глыба. Соответственно, в космосе не было ничего божественного и сверхъестественного. Продолжателями Анаксагора на этом пути были Демокрит и Эпикур. О влиянии учения Анаксагора на «отца медицины» свидетельствует одно из утверждений «Корпуса Гиппократа», практически дословно повторяющее Анаксагора: «Ни одна из всех вещей не гибнет и не возникает, как не было этого и прежде, но соединившееся и разделившееся подвергается изменению».
Кроме этого, Анаксагор разрабатывал учение о материи, о том, каким образом образовалась видимая вселенная, пытался понять как возникают метеорологические и природные явления. Некоторые исследователи причисляют его к геометрам.