Жалоба на действия судебного пристава
Ещё каких-то три-четыре года назад вопрос об обжаловании действий и бездействии сотрудников ФССП можно было отнести к категории риторических. Хотя проблема никуда не делась. Вынесение судебного решения и получение исполнительного листа вовсе не означало не только своевременного (т.е. установленного законом) порядка и сроков исполнения этого самого решения, но и нередко – исполнения даже как такового. Сегодня поговорим о том, как подается жалоба на действия судебного пристава исполнителя.
В принципе, как показывает правоприменительная практика, вопрос о взыскании с должника денежных средств либо иного имущества и сегодня решается не всегда эффективно. Если даже исполнительное производство возбуждено (т.е. первый шаг, вроде как, сделан), то дальнейший процесс напоминает название известного в прошлом романа. «Хождение по мукам» он называется, если кто забыл. Игнорирование телефонных звонков (хорошо, если не откровенная грубость со стороны уважаемой федеральной службы) в ответ – на это нередко жалуются юристам взыскатели и сегодня. Что же делать-то?
Примерно год назад, как говорится, «лёд тронулся». Законодатель услышал взыскателей, жаловавшихся на судебных приставов. Изменения в законодательстве в настоящее время позволили усилить спрос за качество их работы (в конце концов, прокуратура как надзорный орган должна же доказать, что не зря хлеб ест!). Поэтому процесс взыскания с должника задолженного имущества стал более активным и результативным.
При этом стоит сделать маленькую оговорку: сказанное относится к случаям, где фигурируют далеко не все должники, а только те, кто способен выплатить долг, как говорится, в принципе. Но при этом не спешат исполнить решение суда исключительно из-за низкой активности сотрудников ФССП. (С тех, кто «гол, как сокол», т.е. не имеют имущества, на которое могло бы быть наложено взыскание, – в любом случае едва ли что возьмёшь. По некоторым данным, банкротное состояние должника сулит вероятность возврата долга, близкую к нулю).
Побудить их шевелиться, исполнять возложенные законом обязанности возможно. Но для этого заинтересованному лицу необходимо выполнить некоторые действия. Без элементарной (пусть – даже формальной) фиксации имеющихся у взыскателя вопросов добиться чего-то нереально. А сама фиксация предполагает, что взыскатель вправе (и использует данное законом право!) запросить все документы, имеющиеся в подразделении ФССП по проблеме. Прежде всего, должно быть вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Это, как говорится, отправная точка. Должно быть подготовлено обращение к должнику с требованием о возврате задолженности по исполнительному производству в законные сроки. Помимо этого, судебные приставы должны сделать запросы в банки о наличии счетов у должника, а при наличии этих счетов – постановление о списании с них денежных средств. О том, что деятельность ФССП не застыла на «точке замерзания», а что-то всё-таки служба делает, свидетельствуют запросы в любые органы. Их сотрудники ведомства должны направлять, ориентируясь на уже достигнутые результаты. А уже потом – предпринимать установленные законом меры для того, чтобы наложить арест на имеющееся имущество должника.
Важно отметить, что законодательство отмерило срок исполнения требований, изложенных в исполнительном документе. Как бы то ни было, но судебному приставу необходимо их исполнить в двухмесячный срок, отсчитываемый от даты возбуждения исполнительного производства (в соответствии со статьёй 36 закона «Об исполнительном производстве»). Хотя он в ряде случаев может быть и продлён, но эти случаи являются из ряда вон выходящими. Отсутствие возврата должником сумм, подлежащих возврату, является, в принципе, поводом задаться вопросом об эффективности работы конкретного судебного пристава-исполнителя (его данные фиксируются в постановлении о возбуждении исполнительного производства).
Чтобы активизировать работу сотрудника ФССП, можно, конечно, пожаловаться в прокуратуру. Хотя, по наблюдению практикующих юристов, такой вариант видится лишь в малой степени надёжным: куда как более действенным видится обращение с жалобой к старшему судебному приставу подразделения. По крайней мере, это расценивается (в том числе и судом) как обязанность по защите нарушенных прав. Если же потом придётся обращаться в суд, то очень важно для этого сохранить тексты и жалобы, и полученного на неё ответа. Для того, чтобы приложить их к исковому заявлению, которое может быть подано для побуждения сотрудников ФССП к исполнению обязанностей и наказанию их за бездействие.
Арбитражные суды, как показывает практика, работают более качественно, но более удобно обращаться в суды общей юрисдикции, поскольку сроки рассмотрения дел в них более удобны для обращающихся.
Кто бы ни составлял исковое заявление, ключевой в документе должна быть мысль о бездействии судебного пристава-исполнителя, которое не позволило должнику исполнить обязанности. В заявлении важно отражать все моменты: требования, возражения и претензии. Тщательность проработки документа побудит суд вынести решение в пользу истца, взыскать убытки с казны и, соответственно, побудить сотрудников ФССП к исполнению функциональных обязанностей.
Георгий Кулаков