Вернер Майхофер — современный немецкий юрист и юридический философ, известный политик. Служил Министром внутренних дел Германии с 1974 по 1978 годы. Известен скандалом, связанным с незаконным подслушиванием Клауса Траубе. Известный правовед, высказывающий неординарные философские идеи, мало известные за пределами Германии. Ученый, что рассматривал бытие как экзистентно-онтологический феномен, внес несколько новаторских идей в философию права. Создатель экзистенциальной теории государства и права.
Биография: Вернер Майхофер
Родился 20 октября 1918 года – умер 6 октября 2009 в возрасте девяноста лет в Бад-Хомбурге. Солдатом вермахта участвовал во Второй мировой войне. Учился на юридическом факультете во Фрайбурге, затем защитил кандидатскую, докторскую диссертации. Долгое время работал на кафедре Саарбрюккенского университета.
Затем последовательно делает политическую карьеру, был в составе СвДП, одним из авторов Висбаденской программы партии, член бундестага ФРГ.
Позднее, в семидесятых годах двадцатого столетия Майхофер был министром по особым поручениям. Именно на этой должности он оказался вовлечён в скандал вокруг прослушивания менеджера Клауса Траубе, работавшего в сфере ядерной энергетики.
В конце семидесятых годов Майхофер ушёл в отставку, взяв полную ответственность за ситуацию, сложившуюся в связи с похищением и убийством президента Конфедерации ассоциаций немецких работодателей Г. Шлейера.
Основные воззрения
Его известность связана не только со славой, как политика, но и с его интересными научными идеями. Ученый рассматривал право, как феномен онтологии, который укореняется не в идеальном мире, но в нашем общем бытие. Таким образом появляется возможность рассматривать право человека не как рациональную конструкцию, а как экзистенциальную возможность человеческого существа. Источником подобного права является правовая норма, одобренная государством.
Майхофер относится к наиболее значимым представителям правового экзистенциализма, чьи концептуальные достижения в юриспруденции еще недостаточно изучены. Его идеи сочетали в себе философию экзистенциализма и социологию права. Как теория, они заслуживают пристального внимания со стороны ученых. К сожалению, в России он изучен недостаточно. Если проанализировать идеи Майхофера, очистив их от идеологически окрашенной критики, возможно, появятся новые идеи развития в философии права и правовой философии.
Так, он создает свою интересную и новаторскую концепцию в общем направлении неклассических доктрин на основе философии экзистенциализма. Основной элемент последней — специфически трактованная человеческая реальность (экзистенция) — могла бы, по его мнению, служить объективной основой для нового права. Так, Майхофер вводит новаторские понятия, считая, что человеческое существование не абстрактно, а конкретно. Оно связано бытием-с-другими, причем не некоторым абстрактным, а всегда вполне конкретным бытием-как: как отец, врач, продавец и тому подобное. Для обозначения этого специфического бытия Вернер Майхофер вводит новое интересное понятие, такое, как: экзистенциал Als-Sein (бытие-как), который обнаруживает социальную природу человеческой экзистенции.
Как утверждает Вернер Майхофер, «мы верим, что здесь существует мост… он ведет от ожиданий и интересов, данных от природы жизненных образов и состояний, к выведенным из них требованиям и состояниям». Исследование категории «природы вещей» в концепции Вернера Майхофера осуществлялось преимущественно в двух аспектах. Интересно, что первый связан с изучением особенностей интерпретации этой категории как составляющей экзистенциалистские философско-правовой доктрины. Второй подход связан с рассмотрением общепринятого представления о природе вещей как понятия с материальной основой.
Труды
Содержание общей правовой концепции Вернера Майхофера раскрыто в его работах и монографиях, из которых наиболее известные: «О смысле человеческого порядка», «Естественное право или правовой позитивизм?» «Идеология и право», «Понятие и сущность права» и «Естественное право и природа вещей». Кроме того, он часто высказывал основы своей концепции в публичных речах и выступлениях. Трагические события двадцатого века заставили правоведа по-иному посмотреть на основы права как науки, дать им новое направление и развитие.
Труды Вернера Майхофера заслуживают дальнейшего глубокого исследования, в том числе и в России. Его подход к экзистенции и праву довольно нетривиален. Его идеи по-своему остроумны и неожиданны, глубоки и современны, что делает их уникальными в области экзистенциальных понятий и философии права. Они должны быть непременно освобождены от всяких идеологических оков и необъективного восприятия (как было во времена Советского Союза) и применены на практике там, где это возможно.