Пауль Герхард Наторп — немецкий философ, историк и политолог XIX-XX веков, являвшийся идеалистом.
Философские идеи он перенял от своего учителя Германа Когена, который являлся руководителем Марбургской школы неокантианства.
Основными интересами Пауля являлись философия и историография.
После своей смерти Пауль Герхард Наторп оставил целое творческое наследие в виде сотен философских и политических сочинений, которые до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе, а также находят последователей.
Пауль Герхард Наторп и его биография
Пауль Герхард Наторп родился 24 января 1854 года в Пруссии. Большинство членов его семьи имели хорошее образование: отец был теологом, а дедушка занимался преподавательской деятельностью.
Своё обучение Пауль начал в 1871 году в Берлинском университете, где изучал музыку, историю, филологию. Обучение философским наукам он начал в Боннском университете. В 1876 году в Страсбургском университете сдал экзамены и успешно защитил диссертацию.
Параллельно с обучением начинает активно интересоваться музыкой, вдохновляется творчеством Вагнера, Баха, Бетховена. Далее создает собственные музыкальные произведения и ставит себя перед немыслимым выбором: музыка или научная деятельность и дальнейшее обучение.
Пауль обучался философии под руководством Эрнста Лааса, являвшегося популярным немецким философом, который придерживался позитивистских идей. Он был первым человеком, который познакомил Наторпа с неокантианским философским течением.
В 1881 году Пауль защитил диссертацию и получил ученую степень доктора философских наук. Далее он продолжил заниматься педагогической деятельностью на кафедре философии и педагогики Марбургского университета вплоть до достижения пенсионного возраста.
Научное наследие

Пауль Герхард Наторп являлся представителем неокантианства, в рамках которого писал сочинения и трактаты.
В процессе деятельности он пересматривает идеи Канта и формирует собственную концепцию, при которой «вещь в себе» является исключительно «предельным понятием», началом научного познания. Пауль считает, что математический анализ является стандартным образцом научного знания.
Некоторые работы философа являются синтезом нескольких направлений. В трудах, объектом которых является история философии античного времени, Наторп прибегает к трактовке понятий в соответствии с идеями идеализма Нового времени.
Пауль Герхард Наторп посвятил большое количество работ социальной педагогике. В 1893 году увидела свет первая педагогическая работа «К школьному вопросу», где он рассматривает процесс воспитания как зарождение в воспитаннике духовной самостоятельности, которая проявляется во взаимных пересечениях в стремлениях его и наставника. Автор выступает категорически против применения к воспитанникам насильственных действий, считая, что процедура воспитания не может быть навязанной человеку и осуществляться под моральным или физическим давлением. По его мнению, воспитание является духовным наставлением и помощью, а не обозначением ролей между поколениями.
Главной работой Наторпа считается «Социальная педагогика», вышедшая в 1898 году. Книга разделена на несколько частей, каждая из которых обращает внимание читателя на отдельные аспекты процедуры воспитания и преподавания. Начало произведения помогает читателю понять мысли автора с помощью представленных рассуждений и обоснования взглядов писателя, через призму которых он объясняет сущность педагогики. Первые две части написаны в форме сочинения, здесь автор затрагивает большое количество актуальных проблем для процедуры воспитания. Третья часть трактата посвящена теории домашнего, школьного и «свободного самостоятельного» воспитания. Наторп показывает читателям общественную суть воспитательного процесса, которая обуславливается тем, что личность и общество используют одни и те же законы в процессе развития. Автор представляет несколько определений для понятия социальной педагогики, характеризуя явление с использованием разных аспектов. Для него социальная педагогика имеет обширное значение, соприкасаясь с границами других дисциплин.
Во многих работах философ рассуждает над процедурой развития человека и общества. Автор утверждает, что основным прогрессом становится «прогресс создания» не только конкретного человека, но и всего общества.
Пауль Герхард Наторп писал, что целью существования каждого человека выступает стремление, а далее достижение идеала определённой абсолютной идеи. По его мнению, каждая личность в процессе своей деятельности всегда стремится к умиротворению и совершенству. Данное стремление выражается в наличии воли и «педагогике воли».
Отдельное внимание философ уделяет процедуре развития воли у личности, считая, что оно имеет три стадии, которые незаметно для себя проходит каждый человек.
Работы Наторпа играют огромную роль в становлении социальной педагогики как науки, поскольку стали теоретической базой для изучения и осуществления дальнейших исследований.