Техосмотр 2020: не совсем «технические», эти исправления

Сударь, ваша карта – бита!

Минтранс России обнародовал проект изменений в правила прохождения технического обслуживания транспортных средств (сами правила утверждены постановлением Правительства РФ №1008), которым регламентируется техосмотр 2020. Комментарий к новшествам предложил изучить своим читателям «Коммерсантъ».

Одним из важнейших положений документа является предложение ведомства о наделении «должностного лица» ГИБДД правом аннулировать выдаваемую по итогам техобслуживания диагностическую карту. Это, как предполагается, будет возможно сделать в том случае, если транспортное средство не проходило диагностику или проходило техосмотр с нарушением правил. О случаях аннулирования карт автоинспектору предстоит не только поставить в известность страховщиков о данном факте, но и «решить вопрос» о том, чтобы совершивший такое нарушение оператор ТО был привлечён к ответственности.

Как отмечено в рассматриваемой публикации, вышедший из «недр» Минтранса документ вступит в силу с 8 июня т.г. (тогда же, когда и новый закон о техосмотре, являющийся обновлённой редакцией 170-ФЗ). Самое главное, что вытекает из логики преобразований, – это исключение достаточно распространённой практики покупки диагностических карт без предоставления машин на техобслуживание. (Независимые эксперты солидаризируются со специалистами Минэкономики, оценивая массовость явления: сегодня таким образом действуют порядка 80% автовладельцев).

Важно подчеркнуть, что с введением в действие нового закона в «облачную» базу данных МВД России будет необходимо вносить три снимка диагностического процесса, сделанные перед его началом, в процессе и по завершении техобслуживания.

Ещё одним инструментом воздействия на автовладельцев станет, очевидно, включение в КоАП РФ такого правонарушения, как управление автомобилем без ТО. Вступающие в действие 27 июля т.г. поправки предполагают наложение штрафа в сумме 2 тыс. руб. на виновных лиц, причём «нарушение будет фиксироваться с помощью камер не чаще раза в сутки». Будет введено и наказание для тех операторов, кто «направо и налево» торгует диагностическими картами, не проводя фактические проверки состояния автомобилей.

«Коммерсантъ» достаточно критически оценил нововведения, поскольку не все позиции прописаны основательно. Так, «за кадром» осталось описание того, как должны действовать страховые компании после того, как они получат информацию об аннулировании диагностической карты. В законодательстве эта процедура сегодня не отражена. Что делать – обращаться в суд? Но в одностороннем порядке страховщики сегодня не вправе (по закону об ОСАГО) расторгать договоры страхования. Отдельная же процедура решения таких вопросов в судебном порядке пока что не урегулирована. Этот момент вызывает серьёзные опасения, поскольку таит немало «подводных камней» и для страховщиков, и – ещё больше – для автовладельцев.

Газификация как головная боль…

Намерения правительства существенно усилить контроль за транспортными средствами, работающими на газовом топливе, тоже нашли отражение в проекте постановления, о котором идёт речь.

По состоянию на начало 2019 года (приводятся данные ГИБДД), в России насчитывалось порядка 60 млн зарегистрированных транспортных средств, в числе которых 1,42 млн использовали в качестве топлива природный газ – сжиженный и компримированный (1,24 млн и 181 тыс. – соответственно). 327 тыс. транспортных средств работали на пропан-бутане.

Предлагаемые Минтрансом новации предполагают, что в ходе техобслуживания автомобилей, оснащённых газобаллонным оборудованием, эксперту-технику придётся в обязательном порядке проверять не только наличие или отсутствие «механических повреждений» ГБО, но и сверять данные баллона – год выпуска, серийный номер и дату освидетельствования. Насколько актуальна проблема, можно судить по оценкам Минтранса: эксперты утверждают, что должным образом проходит диагностику лишь каждый десятый (!) автомобиль с ГБО. Причём наибольшую тревогу вызывают транспортные средства, имеющие баллоны для компримированного природного газа (метана) объёмом менее 100 л. Вопрос о безопасности эксплуатации такого оборудования сегодня видится весьма и весьма актуальным. Стоит напомнить о том, что ещё семь лет назад правительство намеревалось содействовать переводу половины общественного транспорта и коммунальной техники в городах-миллионниках на газовое топливо.

Техосмотр 2020: страхи оказались беспочвенными

Отдельно следует сказать, что в комментируемой публикации «Коммерсанта» разоблачается поспешно обнародованная рядом СМИ информация о намерении МВД России ввести видеофиксацию техосмотра. Ведомство некоторое время обсуждало такую идею, но, в конечном итоге, решило пока что от неё отказаться. Из-за технических сложностей. Зато вполне реалистичной может оказаться другая перспектива: может быть разработан проект постановления Правительства РФ об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО), также необходимой для запуска реформы техобслуживания. В этой системе «будут храниться цифровые диагностические карты». Как отметило издание, в МВД России вынашиваются планы по созданию сервиса, позволяющего гражданам проверять по VIN срока действия диагностической карты, название оператора, проводившего техосмотр, а также сведения о пробеге автомобиля, зафиксированном при последней по времени процедуре диагностики. Такая информация может быть весьма полезна, к примеру, при приобретении машины.

Понравилась статья? Поддержите Издание:

 

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности