Юрий Крижанич
Юрий Крижанич (1618—1683) – ученый и богослов хорватского происхождения при царском дворе в России, автор труда о российской действительности «Беседы о правительстве» (известен также под названием «Политика»).
Выпускник Загребской духовной семинарии, Венгерской духовной хорватской коллегии, Венгро-болгарской коллегии в городе Болонья, Греческого коллегиума св. Афанасия.
В 1659 г. он поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск и в Москву возвратился только в 1676 г. — уже по распоряжению царя Федора Алексеевича. В 1678 г. навсегда оставил пределы русского государства.
Политические взгляды
В своем труде «Политика» Юрий Крижанич проводит сравнительный анализ состояния государственности России и европейских стран и поднимает проблемы разных сфер – экономики, общества, политики и права. Этот трактат включает в себя описание действительности, критические замечания к ней и программу преобразований.
Власть является по своей сути божественной, царь – божий наместник. Цель государства мыслится в греческой античной философии как достижение общей пользы — «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие… веру, суд, мир и дешевизну». Последние четыре условия должны обеспечиваться именно властью, так как бог поставил правителя специально для их достижения.
Следуя за Аристотелем, Юрий Крижанич пытается найти идеальную форму правления и делит их на три правильные и три неправильные, вторые отзеркаливают первые и являются их извращенными версиями.
Три правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское правление (республика). Самовладству (монархии) противостоит тирания; боярскому правлению (аристократии) — олигархия и общевладству (демократии) — анархия.
Наилучшей формой правления является «совершенное самовладство». Именно ее предпочитали «еллинские философы» и святые отцы, поскольку она наибольшим образом обеспечивает наличие справедливости, согласия в народе и сохранения покоя в стране. Эта мысль является общим следствием тенденции к тяготению к абсолютной монархии в политической мысли того времени.
Таким образом, все полномочия должны быть предоставлены монарху, как первому лицу после бога. Однако, царь не должен отказываться от советников (думников) и должен к ним прислушиваться. Этот принцип, кажется, является одной из составляющих доктрины исламского правления.
Юрий Крижанич предостерегает правителя от подбора неправильных советников – льстецов, корыстолюбцев, необразованных и пр. Самому царю предписывается быть грамотным, быть королем-философом. Просвещать нужно и народ:
«мудрость создана Богом недаром, а для того, чтобы быть полезной людям».
Таким образом, правитель должен быть просвещенным монархом, а не тираном. Тиран характеризуется как «людодерец». При этом, люди все равно должны подчиняться, а покарать тирана может только бог.
Юрий Крижанич дает рецепт, как не допустить превращение монархии в тиранию – монарх-философ, издание и исполнение хороших законов, которые соответствуют естественному праву. Кроме того, необходимо закрепить в законах детальный статус всех сословий.
Мыслитель критикует и некоторые пороки русской политической жизни, например, раболепие, которое унижает человеческое достоинство, но присуще всем слоям населения. Рабство и холопство употребляются автором как синонимы.
Выделяется два типа рабства – социальное (крепостничество) и политическое (подданство). Первое осуждается, так как является тормозом государственного развития, ведь дела могут идти хорошо только в том случае, если подданные свободны и могут самостоятельно принимать решения и распоряжаться имуществом. В этом плане возможно только кабальное холопство, так как это следствие реализации свободы воли. Подданство же, как рабство политическое, является формой подчинения верховной власти, является долгом гражданина и характеризуется как честь, а не унижение.
Рассматривается только один путь к власти – престолонаследие по мужской линии. Выборы кажутся мыслителю причиной смут, невзгод и возможностью прихода к власти недостойных людей. Советуется запретить престолонаследие женщинам и иностранцам.
Юрий Крижанич об обществе и экономике
В мысли Юрия Крижанича прослеживаются идеи органической теории государства и права:
«Как человеческое тело складывается из своих членов — головы, рук, ног и прочего, так и духовное, воображаемое тело государства».
Он описывает социальные слои как органы и части тела. Есть, при этом, здоровые и больные. Здоровые части являются привилегированными – бояре, дворяне, воины; к черным людям и не совсем здоровым членам причисляются еретики, чужеземцы (таких, как перекупщики и наемники), расточители (бездельники, игроки и пьяницы), лихоимцы и злодеи (воры, разбойники и т. д.). Больными частями общества являются и тунеядцы во всех сословиях. Праздность вообще стоит запретить.
Привилегированные сословия на то и привилегированные – они проводят время на государственной службе, а поэтому достойны содержания низшими слоями. Однако и высшие слои обязаны заботиться о черных людях, чтобы те продолжали их содержать.
Правитель должен всеми силами добиваться процветания и благополучия своей страны. Крижанич предлагает увеличить «торжища», дать больше привилегий купцам и стараться развивать торговлю.
Предлагается урегулировать внешнюю торговлю – установить квоты импорта и экспорта, стараться вывозить не сырье, а обработанный товар, так как его можно выгоднее продать. А за торговлей урегулировать и производство – установить в каких городах и землях что производится, исходя из народной бытовой культуры и климата.
Для такого развития предлагается учредить местное самоуправление и некоторую самостоятельность городов. Стоит распределить в них должности – некоторые сделать выборными, а какое-то число должностных лиц назначать в Приказах. Местное самоуправление, по задумке, будет сдерживать превращение монархии в тиранию.
При этом, Юрий Крижанич предостерегает от крайностей, так как введение местного самоуправление не должно входить в конфронтацию с унитарным устройством государства.
Закон и правосудие
Еще одним защитным механизмом от превращения в тиранию, является законность и контроль над ней. Хорошие законы, как утверждается, ведут к общему благополучию, а плохие к непорядку. Важно, чтобы имущество подданных охранялось судом, а сами они чувствовали себя в безопасности. Так же, как и Андрей Курбский, Крижанич под термином «беззаконие» понимает и неисполнение законов, и создание жестоких и невыполнимых законов.
Между справедливостью и законом Юрий Крижанич ставит знак равенства, а к законотворцу предъявляет немало требований – необходимо знать законы своей страны, ее обычаи, законы тех государств, которые существуют или существовали продолжительный срок, уметь учиться на их ошибках или перенимать опыт. Кроме того, необходимо строго соблюдать свои законы и те, которые приняты до него.
Однако, есть одно лицо, которое закон может не соблюдать, так как стоит над ним – монарх: «король выше всех человеческих законов».
При этом, российские законы считаются мыслителем слишком жестокими, а значит надлежащими изменению в сторону смягчения излишней суровости.
Упоминая правосудие, Крижанич ставит в пример «турецкое царство», а именно практику султана Баязета – мздоимство судей побеждено качественным повышением жалования. Здесь видится повторение мысли Ивана Пересветова. Из советов, связанных с судебной системой, можно выделить – учреждение Боярского суда как высшей инстанции с эксклюзивными полномочиями, приказные судьи должны назначаться царем и правительством, функции нижнего звена судебной системы можно возложить на «посадских», необходимо разделить индивидуальное рассмотрение дел судьей и коллегиальное.
Юрий Крижанич и его внешнеполитические взгляды
Традиционно – худой мир лучше доброй войны. Добрососедские отношения должны превалировать.
«Важнее сохранять свое, нежели приобретать чужое».
«Всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа».
Однако, война как инструмент политики не отбрасывалась в сторону, если имела справедливый характер. Соответственно, необходима боеспособная армия. Утверждается, что армия должна стать «социальным лифтом», когда к высшим военным чинам могут допускаться люди из всех слоев.
Предлагается установить также правила ведения войны – обязательна веская причина и ее объявление через гонца, неприкасаемость послов, предпочтение национальной армии, а не наемникам.