Эпикур
Эпикур (341—270 до н. э.) является идейным продолжателем учения Демокрита, развитие его мысли пришлось на кризис государственности в Греции, случившийся после завоеваний Александра Великого.
Центральное понятие для Эпикура – этика, основными характеристиками которой являются атараксия (спокойствие), удовольствие, индивидуализм и свобода. Эпикур пытается определить, что такое свобода – ответственность за выбор, за себя (при этом, когда выбор происходит по необходимости, то это уже не свобода).
При изысканиях в сфере этики, философ призывает не участвовать в общественной и политической жизни. И если главная задача государства – безопасность его граждан, то еще большая безопасность достигается самими гражданами при удалении себя от общественных дел. Общественный договор, в этом ключе, мыслится Эпикуром как достижение общей безопасности, непричинения друг другу вреда (указанное трактуется как общее благо или общественная польза).
Справедливость по Эпикуру не имеет определенного содержания и для каждого времени своя. Но даже здесь справедливо то, что сообразно общей пользе всех членов социума. Из этой точки об общей пользы должны исходить действия людей и правителей.
Эпикур не был ярым сторонником аристократии, как государственного строя, но уделял внимание тому, что есть мудрое меньшинство. Законы при этом, должны быть щитом, которые отделяют мудрых и защищают их от толпы, давая как можно больше свободы и автономии. Здесь Эпикур и противник демократии в крайней ее форме, как разрушающей индивидуализм и свободу личности.