ЖКХ, беспредел и общественные организации потребителей (ООП)
Часто приходится слышать о злоупотреблениях со стороны управляющих компаний. И услуги они не оказывают, и суммы начисляют необоснованно, короче злоупотребляют, как хотят. Решение есть — общественные организации потребителей.
Казалось бы рамки их возможностей, да и вообще существования сузили, лицензирование ввели, но они упорно лучше становиться не желают.
Отчего же нет на них управы?
Во-первых, наверное, оттого что управляют они общим имуществом собственников в многоквартирном доме, т.е. сам статус подразумевает некоторое множество лиц, равнозначных отдельно взятому потребителю, бедолаге пришедшему за защитой своих прав.
Во-вторых, в отличие от того бедолаги, УК — есть лицо юридическое, извлекающее из управления чужим имуществом, собственную прибыль, а значит всегда готовое тяпнуть любого наглеца за руку протянутую к средствам при помощи которых она извлекает. Это, как казино, которое всегда в выигрыше.
В-третьих наше законодательство, красивое, как многослойный пирог, и такое же разномастное, позволяет существовать даже не двусмысленности некоторых моментов, но и их полную взаимоисключающую бессмысленность.
Изучив ситуацию, сам собой возникает вопрос — как же следует действовать в этой ситуации, когда УК делает что хочет, а потребитель, в лучшем случае, остаётся один на один со своими проблемами, а в худшем, теряет деньги и нервы.
Общественные организации потребителей (ООП) это старший брат-каратист
Мое предложение сводится к следующему:
потребитель ни в коем случае не должен оставаться перед УК одиноким и беззащитным.
Он должен блестеть и бряцать своими правами и (!) возможностями.
Давайте представим себе, что УК — это дворовый гопник, а потребитель — обычный, классический ботан в очках. Что нужно добавить в систему взаимоотношений, чтобы баланс интересов со стороны ботана стал более сбалансированным?
Правильно, старшего брата — каратиста.
Где ж его взять, если парнишка у родителей один? Или договориться с родителями или нанять.
Практика:
Шаг 1. На основании закона РФ «Об общественных объединениях» создаём ОО (Общественную организацию), но не простую, а ООП (общественная организация потребителей).
Что нужно для ООП?
Минимум три человека — учредители, один из них при этом, ещё и Председатель. Скажу сразу, я считаю, что лучше всего, чтобы учредителями выступили все, регулярно проживающие в доме собственники, но нет, так нет, остальные собственники могут войти в ООП в качестве участников.
Сложности, подводные камни: отсутствуют. Даже государственная регистрация не требуется, если ООП не планирует приобретать все права юридического лица.
Какие требуются документы:
Устав, Протокол собрания учредителей.
Какие новые возможности создают общественные организации потребителей (ООП) для жителей
Самые обширные. Правовая база расписана в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Создав ООП мы получаем то, чего нам всегда не хватало, то что не давало нам толково, а́ главное действенно́ общаться с УК.
Преимущества ООП
1. Возможность самостоятельно закреплять доказательства. Как? ООП может оформлять Акты, в которых фиксируется реальное состояние конструкций, факт наличия плесени и т.д. Это важно, ведь ст. 56 ГПК, гласит, что каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, которые положены в основу позиции. Чаще всего, иски проваливаются именно ввиду отсутствия должных доказательств.
2. Возможность более полноценно работать с прокуратурой, Роспотребнадзором, ГЖИ и прочими органами государственного контроля и надзора. Важно то, что направив в ту же прокуратуру заявление о совершении УК административного правонарушения и подкрепив его Актами мы получаем готовый материал, что значительно упрощает работу прокуратуры, обеспечивая нам в свою очередь более обоснованное обжалование бездействия органов.
3. Ну и остальные плюсы, вроде представления интересов своих потребителей в суде без доверенности.
Ещё раз, главное — возможность создавать и закреплять доказательства. УК достаточно быстро понимают смысл суеты собственников и меняются в лучшую сторону.
Случай из практики по созданию общественной организации потребителей
Работал я в одном из регионов Западной Сибири, когда обратились ко мне жители одного из удаленных районных центров. Многодетная семья Г., в одной квартире три поколения. Этаж верхний, течет кровля.
Лет пять!!!
Я в шоке, начинаю разбираться. Райцентр, небольшой городок на 40 тысяч человек. Жилой фонд — в основном частный сектор, но в центре есть некоторое количество многоэтажных домов от трёх до шести этажей.
Управлением общим имуществом занимается единственная компания «Жилищник», карманный бизнес местного мэра, бывшая муниципальная, теперь ООО.
За все годы никто от нее ничего не добился, и к моим действиям и планам все относились заведомо с чувством болотной безнадеги.
Квартира выглядела жутко. Все годы, которые прошли с тех пор, как прохудилась кровля отпечатались на потолке и стенах. И в дополнение к грибку, клочьям обоев и потекам на стенах, следы горелой проводки.
В квартире, кроме взрослых, трое детей, самый маленький в коляске.
Вызывать «Жилищник» пытались, те не идут. Для составления Акта затопления не являются. В Роспотребнадзоре заявляют, что ремонт кровли входит в капремонт, когда будет, тогда и сделаем.
Короче люди доведены до крайности, но толку от этого нет.
Посмотрел я на эти ужастики, и сам собой возник план. Раз суд говорит, что нет доказательств, с этого и начнем.
Подготовил Устав, разработал форму Актов, привез фотоаппарат и начал. Трое активных жителей стали учредителями, одного из них назначили Председателем. Взяли ещё пару человек, сформировали на базе ООП комиссию и выехали в адрес.
Два дня документировали повреждения потолка, стен и пола. Описываем досконально, фотографируем.
Через два дня имеем два Акта. Готовлю письма в Роспотребнадзор, ГЖИ, прокуратуру, с приложением Актов и фото + досудебную претензию в «Жилищник».
Одновременно нанял бабулькe оценщика с четверть вековым стажем, ущерб считать.
Все (!) органы затихли. Ни ответа, ни привета. Но я-то знал, что так и будет, потому на них и не рассчитывал.
Одновременно обжалую безответность органов и заявляю иск к «Жилищник». Базируюсь на Актах, фотках и вере в Господа.
Суд шел несколько месяцев. За это время отстрелялся по две инстанции с органами. Итог: полная победа потребителей. Кровля отремонтирована, ущерб возмещен в полном размере, моральный вред в пользу каждого проживающего, помещение полностью приведено в надлежащее состояние, кроме того взыскан штраф за неудовлетворение требований потребителей.
Вот так я в первый раз использовал Общественную организацию потребителей. После прибегал к этому безусловно эффективному средству неоднократно. Работает всегда на 100%.