Поль Гольбах — биография
Поль Гольбах (Поль Анри Гольбах) – философ и писатель немецкого происхождения, автор многочисленных просветительских трудов. Родился 8 декабря 1723 года в Эдесхайме в богатой семье, но с 12 лет жил в Париже. С юных лет он интересовался естественными науками, языками и философией.
В его доме во Франции был литературный салон, который пользовался популярностью и носил славу места атеистических взглядов. Гостями были известные литераторы, писатели и мыслители того времени (Дидро, Руссо, Монтескье и т.д.). Гольбах активно вел просветительскую деятельность, печатался в разных изданиях, основал теорию материи и движения, пропагандировал «революционные» взгляды. Относительно христианства высказывался очень иронично, что также отразилось в его творчестве.
Умер в 1789 году в Париже.
Теория о материи
В 1770 году под чужим именем во избежание преследования, печатается книга «Система природы», где описано материалистическое, на тот момент «революционное» учение философа. Это наиболее известный труд философа, оставивший след в истории. За основу учения о материи и движении Поль Анри взял труды Ньютона, переосмыслив их. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв., т. 1. М., 1963, с. 66).
Он считал, что любое явление в природе не случайно. Материя, по его словам, создана из молекулярных частиц и влияет на чувства людей и вызывает ощущения, вследствие чего возникают идеи и мысли. При этом движение способствует осуществлению пространственных связей материи. Движение и материя соединены между собой и не могут существовать раздельно. Движение происходит как снаружи тела, так и внутри – инерция, притяжение, отталкивание. О человеке он писал следующим образом: «Первобытный человек отличался от нынешнего, быть может, более, „чем четвероногое от насекомого “.
Человек, как и все существующее на нашей планете и на других небесных телах, вечно изменяется. Без всякого противоречия можно допустить, что виды непрерывно изменяются» («Система природы», 1,73).
Человек в этой системе является частью природы, зависящим от ее законов. То, что заставляет человека действовать, продиктовано его интересами. Интересы подразумевали собой ощущение счастья – удовлетворение собственных потребностей, личное благополучие. Чтобы достичь желаемого, людям нужно взаимодействие между собой. Принося пользу другим, человек преследует и свои интересы. И все общество должно быть построено на взаимовыгодном сотрудничестве. Соответственно, форма государства должна представлять собой «общественный договор», где закон защищает права человека, а каждый член общества приносит пользу человечеству. В такой системе нет места деспотизму, который критиковал Гольбах и считал, что монархи также должны быть просвещенными.
Основные труды
Современники высоко ценили в Гольбахе широкие познания литературе и науке, его трудоспособность и исключительные взгляды на жизнь. В середине 18 века издается «Энциклопедия», в создании которой он принимал активное участие. Для этого издания он написал более 300 статей, консультировал других участников и редактировал материал. В это время во Франции активно распространяются идеи Просвещения, идет жесткий контроль над религиозной пропагандой, количество монастырей сокращается. Философ начинает активно публиковать свои статьи, а также переводы английских деистов. Всего около тридцати пяти томов.
Религию Гольбах рассматривал как явление, появившееся из-за страха, невежества и обмана. Он считал, что для того, чтобы люди заботились друг о друге, сохраняли здоровое и справедливое общество, Бог не нужен. Добродетельные поступки совершаются из интереса, не всегда личного, иногда социального.
Этот интерес порождается обществом, окружающей обстановкой, средой обитания, воспитанием. Моральное становление личности происходит путем многократных и повторяющихся рассуждений под влиянием факторов, произрастающих от личного интереса. Общество должно уберегать незрелые умы от неправильных представлений и показывать правильный моральный облик на живом примере. Философ считал, что нужно отменять старые законы и вводить новые, так как все вокруг имеет свойство меняться. Так же, по его словам, должно упраздниться дворянство и церковь. Богатство портит нравы. Власть должна ставить рамки для умов граждан, чтобы потребности были контролируемыми.
Атеистические взгляды Гольбах выражал в своих произведениях, где он критиковал религию и служителей церкви, с юмором и простым языком. Одно из них, самое первое и монументальное — «Разоблаченное христианство», написано в 1761 году. После него он пишет «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении»(1768) и другие.