Неосталинизм. Пошлет нас в бой товарищ Сталин? Ч.1
Неосталинизм. Пошлет нас в бой товарищ Сталин? Ч.2
«Посланцы» из прошлого
Несмотря на явную и скорее всего искреннюю антипатию к первопричине неосталинизма — «великому вождю и учителю», выраженную в приведённых РИА «Новости» словах лидера ЛДПР Владимира Жириновского по отношению к представителям другой партии «системной оппозиции» – КПРФ, – оценка желания коммунистов возлагать цветы к могиле Иосифа Сталина как «чудовищного» не остановила партийцев, возглавляемых Геннадием Зюгановым.
Трудно спорить с тем, что высказал руководитель либерал-демократов в своём Telegram-канале: «…Самые страшные преступления были совершены именно во времена сталинского режима. Репрессии и жертвы политических режимов были в разных странах мира, но такого количества и масштаба не было нигде. Миллионы и миллионы людей были уничтожены в мирное время».
Как заметил политик, «… придёт день, и мы освободимся окончательно от этого страха, и имя Сталина будет написано только самой чёрной краской в истории России». Самый страшный период в отечественной истории, по мнению Владимира Жириновского, – это сталинский. Как подчеркнул лидер ЛДПР, «и не надо ссылаться, что Сталин пользуется уважением. Воззвания к тем временам – это попытка миллионов бедных отомстить богатым. Они так и говорят: «Сталина на Вас нет». Потому что он давал указания убивать, убивать, убивать. На всех документах стоят визы Ленина «Расстрелять» и Сталина «Согласен»». Что, в конечном итоге, привело не столько к культу личности Сталина, сколько к возникновению культа страха.
Однако было бы глубочайшим заблуждением полагать, что взгляд Владимира Жириновского на личность Иосифа Сталина и на сталинизм сегодня является единственным и даже определяющим в общественно-политической практике. Совершенно иную позицию, с которой можно столкнуться и в реальной жизни, да и в виртуальном пространстве, вероятно обнаружить у весьма близкого идейно к правящим российским кругам Александра Проханова, озаглавившего свой опус (размещён он интернет-ресурсом «Завтра») довольно выспренне: «Сталин земной и небесный». Пропутинский пропагандист попытался (насколько успешно или безуспешно – виднее со стороны) дать ответ на вопрос об истоках сегодняшнего сталинизма, т.е. того, что более привычно называют «неосталинизмом».
Благодарность Сталину одних, по Александру Проханову, проистекает из того, что «он дал людям право бесплатно учиться, получать жильё, лечить недуги и хвори». Восхищение со стороны других Сталиным обусловлено тем, что он «создал уникальные университеты, грандиозные лаборатории и научные центры, превратив свой век в эру великих открытий». Третьи, как утверждает Александр Проханов, «благодарны Сталину за тысячи гигантских заводов, которые преобразили соломенную Русь в державу могучей индустрии, ракетных космодромов и ядерных установок. Благоговеют перед Сталиным за то, что он жёсткой рукой карал переродившуюся элиту, чистил ряды партийцев и управленцев, что перед сталинским законом были равны генерал и крестьянин, министр и рабочий». При этом нет ни слова о том, что именно благодаря Иосифу Сталину была создана и укреплена партноменклатура, а равенство перед законом (вернее, беззаконием, превращавшим всех и каждого неугодного в «лагерную пыль») было в лучшем случае номинальным.
Трудно сказать, как бы отнёсся к подобным дифирамбам сам Сталин, если мог бы услышать то, какие осанны поют ему его последователи в лице Александра Проханова: «Народ преклоняется перед Сталиным, который привёл русские армии в Берлин, в цитадель жестокого врага, и попрал красным знаменем Победы чёрные силы ада, как Иисус попрал крестом чудовищную мглу преисподней. Всё это питает миф о Сталине: о Сталине народном, о Сталине победоносном, о Сталине – великом авангардисте». И уж никак не вписывается в «традиционные каноны» славословия (поскольку переходит все мыслимые и немыслимые пределы) следующий пассаж: «Сталин вошёл в код народного сознания и уже никогда из него не уйдёт, потому что он повёл народ на штурм неба, на штурм той стены, что отделяет человека от человека-Бога, от того человека, обращаясь к которому Христос сказал: «Будьте, как Боги».
Сталин побудил народ совершить грандиозный прорыв, предполагавший переход человечества в новую – сверхчеловеческую стадию. Свой первый грандиозный рывок человечество совершило, выйдя из царства природы и переместившись в царство истории. Покинув природное, стихийное, фатальное, человечество вошло в пространство исторического творчества и стало сотворять свою судьбу, управлять историческим процессом. Веками человечество грезило о следующем преображении, когда оно покинет историю и выйдет в метаисторию, где будет управлять стихиями мироздания, станет космическим фактором, способным зажигать новые звёзды, лечить повреждённые части Вселенной, добиться бессмертия и богоподобия». Действительно, до такого, наверное, ещё никто ранее автора публикации интернет-ресурса «Завтра» не «договаривался»!
Не менее хвалебным слогом, а даже возносящим поток славословия на недосягаемую доселе высоту, Александр Проханов высказывается и далее: «…Сталин вместе с народом, вождём которого его поставила судьба, предпринял этот грандиозный рывок. Рывок был настолько ошеломляющим, настолько грозным и непостижимым уму, что взрывная волна этого прорыва всколыхнула весь мир. Эхо этого взрыва прокатилось по всему земному шару и сделало человечество другим. Сталинские заводы и армии, сталинские песни и книги, сталинские сады, которые он повелел насаждать на испепелённой войной земле, сталинские планетарии, где он показывал истерзанному войной народу звёзды. Бесчисленные сталинские технологии, которыми он, где силой, где убеждением призывал людей творить, преображать себя, подниматься на недостижимую высоту. Народ поднялся на эту высоту, и 9 мая 1945 года Царствие Небесное коснулось Советского Союза. Мистическая Победа стала моментом человеческого преображения, стала выходом в метаисторию. Этот момент длился недолго. Народ не выдержал грандиозных усилий и стал удаляться от неба, где сверкала бриллиантовая Звезда Победы».
Получается, что народ оказался сам виноватым в том, что начал отворачиваться от каких-то божественных сил, которые почему-то, если следовать логике Александра Проханова, оказались очеловечены и соотнесены с именем Иосифа Сталина. Словно не было ни казней священнослужителей, ни разрушения храмов и монастырей, ни воинственного насаждения безбожия, что в истории связано с большевизмом, да во многом и с личностью самого Сталина. Как-никак, богоборчество являлось составной частью «культурной революции», проходившей во время правления и при участии Сталина. Но – куда там…
Говоря о советском опыте развития, Александр Проханов без тени сомнения заявляет: «…Наш народ совершил этот грандиозный порыв, который будет повторён здесь ли, в России, или в другой части света, но он будет неизбежно повторён, ибо так задумано человечество, в человеческих хромосомах заложена эта задача, заложен Сталин. Народу силком не навязать чужеродных лидеров, если они не соответствуют генетическому коду народа». Ни много – ни мало…
На этом фоне более чем логично видится и заключительный «аккорд» хвалебной оды авторства пропутинского пропагандиста Александра Проханова: «Народная память – это не лубок, который может намалевать торопливый придворный художник. Народная память подобна звёздному небу, в котором загоревшаяся звезда больше никогда не погаснет. Мы смотрим в русское небо и видим, как драгоценно сверкает бриллиантовая звезда Сталин».
В отличие от таких «витийствующих» писателей, современные нам российские политики по-своему и без особых художественных и литературных изысков демонстрируют приверженность сталинизму. Такой подход нашёл отражение, в частности, в оценке (её привёл «Первый канал» российского телевидения) решения Европарламента по поводу участия нацистской Германии и сталинского СССР в начале второй мировой войны. Эта оценка прозвучала из уст Президента РФ Владимира Путина: «Сталин не запятнал себя прямыми контактами с Гитлером, а руководители Франции, Великобритании с ним встречались и бумажки подписывали», «Решение Европарламента мне известно, я считаю его абсолютно неприемлемым и некорректным, потому что можно как угодно придавать анафеме и сталинизм, и тоталитаризм в целом, и в чём-то это будут заслуженные упреки. Безусловно, наш народ был первой жертвой этого тоталитаризма, и мы его осудили, и культ личности осудили, и так далее. Но приравнивать Советский Союз или ставить на одну доску Советский Союз и фашистскую Германию – это верх цинизма».
Едва ли парадоксальным в связи с позицией Европарламента видится и позиция, занятая заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым (цитату из его выступления привёл телеканал «Царьград»): «Вот, я вам скажу, как человек известных «белых» взглядов, совершенно не приветствующий никакой коммунистический тоталитаризм, что это наше внутреннее дело и мы сами с собой разберёмся. Мы сами разберёмся, мы сами восстановим память о тех, кого расстреляли незаконно. Это наше личное дело. И обсуждение роли Сталина, обсуждение роли вот этого тоталитаризма – это тоже наше личное дело».
Вот, оказывается, кого и когда «послал в бой» (пусть даже фигуральный бой, идеологический) «товарищ Сталин». Если уж и восстанавливать историческую правду, за что – судя по высказываниям – ратует Константин Малофеев, так для этого нужно знать всю правду о той же войне, о цене, какой досталась Победа. А не прятать её от глаз исследователей, да и народа вообще, на десятки лет в архивах (к слову, сегодня находящихся в подчинении у Президента России).
Неосталинизм — из политизированной памяти в историю
Такой путь, судя по опубликованному «Российской газетой» интервью с руководителем Международного совета Ассоциации исследователей российского общества Геннадием Бордюговым предстоит проделать Сталину. Вернее, образу Иосифа Сталина, сложившемуся в представлении исследователей его жизни и деятельности.
По словам этого историка, «пространство памяти используется в целях актуализации прошлого для нужд настоящего». Что же касается юбилеев Сталина – и при жизни, и после его смерти, – с ними было связано немало ключевых событий. В первых из них Иосиф Сталин участвовал как «вождь и живой человек», а во вторых – уже в качестве «символа и мифического образа». Как подчеркнул Геннадий Бордюгов, «юбилейная сфера всегда контролировалась государством, чествования удостаивался лишь тот, кто вписывался в правильную идеологию. Конкретные решения зависели от взаимодействия корпоративных групп, образующих пространство власти. Окружение Сталина принимало прямое участие в его прославлении и восхождении к власти, что влекло за собой увеличение их собственной власти».
При том разнообразии оценок и суждений руководителей «партии и государства», которые привёл Геннадий Бордюгов, уместно выделить позицию, занимаемую Президентом РФ Владимиром Путиным. Сталин для Путина – это «продукт своей эпохи». Что же касается «демонизации» Сталина, то Путин её воспринял как «атаку на СССР и Россию».
Очень показательно суждение историка о необходимости набраться терпения в отношении «как исступлённых апологетов Сталина, так и его неуёмных критиков». Действительно, «обратный путь в историю не всегда прямолинеен».
Если даже исследователи отмечали, что Иосиф Сталин боролся с его же, Сталина, культом, то, вероятно, уместнее говорить о борьбе с «неумелыми, безграмотными (а значит – вредными и опасными) творцами культа». Под этим, образно говоря, знаком прошло празднование 60-летия Сталина в 1939 году. Что же касается 70-летия, то оно, по выражению Геннадия Бордюгова, «явилось, без преувеличения, символическим торжеством всей сталинской эпохи. Страна выдержала и достойно пережила эту кульминацию. А вот сам виновник торжества, похоже, так и не сумел найти своё место на этом буквально вселенском празднике, ему ощутимо требовался некий новый статус». Не исключалась даже (хотя и не состоялась) реставрация монархии. По крайней мере, предполагался и от Сталина его окружением «ожидался ход именно такого уровня – разом менявший весь политико-идеологический ландшафт советской империи».
В последующий период, после смерти Иосифа Сталина, происходило своего рода испытание памятью о нём. Обобщённо эту мысль Геннадий Бордюгов выразил словами: «Лукавая хрущёвская десталинизация предопределила и брежневскую стыдливую ресталинизацию. Она была неуверенная, с оглядками на мировое общественное мнение». Полярными оказались высказанные в преддверии 90-летия Сталина суждения: с одной стороны, журнал «Коммунист» объявил его «выдающимся полководцем», а совершенно иную позицию отражали рукопись «Время не ждёт» (в ней выражался протест против номенклатуры, ставшей «формой собственности») и роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?», опубликованный в журнале «Октябрь» и явившийся, по определению Геннадия Бордюгова, «манифестом правых, ратовавших за авторитаризм и железный порядок».
Столетие со дня рождения Сталина пришлось на «время апогея благополучия», поскольку в тот момент «ещё не рухнули мировые цены на нефть, до афганской авантюры оставались считаные дни. Советская система нуждалась в Сталине, но в Сталине медийном – из сериала «Освобождение», – не более того».
Эпоха «перестройки» ознаменовалась поворотом в политике реабилитации. Но в этот период, как заметил руководитель Международного совета Ассоциации исследователей российского общества Геннадий Бордюгов, «было трудно предвидеть все последствия разоблачения сталинизма. Читательская реакция показывала, что в России по-прежнему не одна правда, а ровно столько, сколько людей. И тем не менее учёные стали формулировать вопросы о доктринальных корнях сталинизма, о социальных силах, на которые опирался Сталин. В рождении сталинизма участвовали представители всех уровней государства и общества. Причины этого не сводились только к личному страху, а связаны и с амбициями – личными, патриотическими, влиянием идеологической обработки и даже просто с привычкой почитать «начальство». Поэтому в феномене Сталина необходимо отличать то, что являлось специфичным для этой личности, и то, что определялось системой и от Сталина не зависело».
Социально-экономические процессы, протекавшие в 1990-е годы в России, расслоение в обществе, криминализация побудили взглянуть на репрессии при Сталине по-другому. Часть россиян восприняла их как «адекватное наказание реальных врагов народа».
Характерное для сегодняшнего дня (на это указывают результаты социологических опросов) положительное – практически у половины опрошенных россиян – отношение к личности и деятельности Иосифа Сталина тоже находит своё объяснение. Это и его роль в войне (ассоциация с Победой), и низкий уровень знаний о репрессиях. Новые обстоятельства жизни тоже оказывают своё воздействие.
Одним из ключевых в интервью Геннадия Бордюгова в «Российской газете» видится вопрос о путях преодоления «плена сталинского образа». По этому поводу собеседник издания высказался так, что «сегодня абсолютно неактуальны разговоры о практическом или теоретическом сталинизмах. Есть биография человека, но есть и образ, неотделимый от легенды. Конкретная биография подлежит изучению и обсуждению. Образ выполняет совершенно иную задачу. Если оказаться в плену у этого образа, начинается обратный процесс – от рационального к иррациональному, от светского к культовому и религиозно-мифическому». Геннадий Бордюгов отметил возникающее у него порой по этому поводу ощущение, «что уже не власть и общество освещают и трактуют фигуру Сталина, а сам образ Сталина, выскочивший из-под контроля, влияет на конструирование памяти, указывает, как его надлежит трактовать, за что хвалить и за что осуждать».
Соответственно, появляются направления возможного преодоления сталинизма. Как считает Геннадий Бордюгов, «власть должна быть сильной и справедливой, но не в сталинском смысле, не своей сакральностью. Привлекательным должен быть предлагаемый обществом в союзе с властью чертёж будущего. И не дай бог осуществиться словам тех, кто считает, что перекрыть Сталина можно только такой же Великой Победой 1945 года, построением «великой державы». В этом случае Сталин будет, наверное, преодолён, только Россия исчезнет…» Довольно интересная и достаточно смелая мысль, особенно, если учесть, что обнародована она в издании, являющемся органом Правительства РФ.
Развитие новых информационных технологий может сыграть очень существенную роль в ходе предстоящего десятилетия, отделяющего нас от полуторавекового юбилея со дня рождения Иосифа Сталина. Вполне логично предположить, что эти технологии «откроют такие фантастические возможности промывания мозгов, по сравнению с которыми сталинская идеологическая индустрия покажется детской игрушкой». И опасения Геннадия Бордюгова по поводу того, что «обществу не будет навязано какое-то иное ценностно-смысловое размежевание», видятся небезосновательными.
Подводя итоги, можно сказать: преодоление культа Сталина (а он вызван нашим временем), сталинизма и его разновидности, коей является неосталинизм, возможно тогда, когда случится возвращение Сталина и его образа из политизированной памяти в историю. Без восхваления, но и без демонизации. Максимально объективно.
Георгий Кулаков
Понравилась статья? Поддержите Издание:
Или поделитесь в социальных сетях: