Завод (2019) Быкова и другие фильмы (Майор, Дурак). Разбираемся в творчестве Егора Летова
Слушать аудиоверсию:
Изначально я готовил выпуск про Егора Летова и группу Гражданская Оборона. Но не совсем пошло. Я долго пытался начать писать и застопорился на стихах:
Я убиваю мандарин,
уничтожаю его цельность,
взрывая пальцами тугую кожуру.
И вот лежит в моей ладони
прозрачная начинка солнца,
чуть тронешь — брызнет сок,
подобный лунному сиянью.
Ломаю дольки, словно пальцы,
держу губами, как дыханье,
боюсь и задыхаюсь от волненья
боюсь награды.
Или
Лицо спящего на столе кота
Резко напомнило мне метро
Вот я и поехал.
Такой абсурдизм, когда рыжую кошку смотрело в подвал, когда на лице упорно проступала улыбка. В отечественном андеграунде абсурда достаточно много и в разных стилях, чего только стоит группа «Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна» или «Бездна анального угнетения». В отличие от андеграунда западного, в котором поднимаются темы наркотиков, сексуальности и прочих радостей жизни, в андеграунде российском абсурд и шиза. Хотя, стоит признать, шиза очень обаятельная и местами достаточно глубокая и символичная.
Что мы скажем теперь о пресловутом отечественном менталитете?
Достаточно сложно комментировать что-то подобное, тем более, если подобного больше половины. Я сейчас не хочу оспаривать гениальность автора, так как отдельные произведения – шедевры литературы. Там тексты тоже немного шизофреничные, но метафоры более глубокие, а вместе с ними и идеи, которые автор хотел донести:
Границы ключ переломлен пополам
А наш батюшка Ленин совсем усоп
Он разложился на плесень и на липовый мёд
А перестройка всё идёт и идёт по плану
А вся грязь превратилась в голый лёд
и всё идёт по плану
А моя судьба захотела на покой
Я обещал ей не участвовать в военной игре
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда
Как это трогательно — серп и молот и звезда
Лихой фонарь ожидания мотается
и всё идёт по плану
А моей женой накормили толпу
Мировым кулаком растоптали ей грудь
Всенародной свободой растерзали ей плоть
Так закопайте её во Христе —
ведь всё идёт по плану
Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь
А все другие остальные — такое дерьмо
А все другие враги и такие дураки
Над родною над отчизной бесноватый снег шёл
Я купил журнал «Корея» — там тоже хорошо
Там товарищ Ким Ир Сен, там тоже что у нас
Я уверен, что у них тоже самое —
и всё идёт по плану
А при коммунизме всё будет заебись
Он наступит скоро — надо только подождать
Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф
Там, наверное, вообще не надо будет (умирать)
Я проснулся среди ночи и понял, что —
ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ
Я вообще, когда стихи эти читал, постоянно ловил себя на мысли, что пытаюсь это не читать, а петь. Так как, если вдруг я иду в караоке, а такое бывает, когда я выпью, первым делом я заказываю эту песню и ору ее что есть мочи. На утро просматривая записи, понимаю, что со стороны выглядит достаточно забавно. Мне она, как говорит мой психолог, отзывается.
На это произведение сделал свою версию Noize MC (Noize МС – Все идет по плану). Она мне не зашла, да и не было там глубины, эмоциональных образов, хотя плагиатчик поднимает все те же темы войны, непринятие режима. Но если у Летова перестройка превращает грязь в лед, где мировым кулаком революции растоптали грудь символической жене, где Ленин разложился на плесень и липовый мед, как метафора разложения его идей (как я это понимаю) в 80е годы, где ирония на многие симптомы режима и советского коммунизма, то у Noize MC фамильярности о Вове Путине, плохом капитализме и Чечне. Разницу чувствуете? Летов говорит о парадигме через образы, а Noize MC о внешних признаках по внешним признакам.
И такого достаточно, можно говорить о Летове как об антимилитаристе и пацифисте. Сквозит в его творчестве предчувствие и одновременное неприятие войны, а также идея о том, что один человек в масштабах войны пыль, исчезновение которой никто не заметит:
Глупый мотылёк
Догорал на свечке
Жаркий уголёк
Дымные колечки
Звёздочка упала в лужу у крыльца…
Отряд не заметил потери бойца
Мёртвый не воскрес
Хворый не загнулся
Зрячий не ослеп
Спящий не проснулся
Весело стучали храбрые сердца…
Отряд не заметил потери бойца
Не было родней
Не было красивей
Не было больней
Не было счастливей
Не было начала, не было конца…
Отряд не заметил потери бойца.
Или
У войны не женское лицо
Но лёгкая женская поступь
Беспечная и сокрушительная,словно первый весенний дождь
Спелая рожь
Горит полыхает во мгле.
У войны не женское лицо
Но женский лукавый смех
Лукавый,задорный и радостный,словно первый весенний гром
Белым крылом
Надежда мелькнула вдали.
У войны не женское лицо
Но девичьи глаза
Глаза ненаглядные,тёплые,словно первый весенний день
Вещий олень
Бежит по алмазной траве.
У войны не женское лицо
Но нежные женские руки
Надёжные,нежные,праведные,словно алые паруса
Алые небеса
Нависли над пленной землёй.
У войны не женское лицо….
Психология говорит о защитном механизме психики, когда неприятие ситуации, если от этой ситуации не уйти, заменяется на манию по ее повторению и связанному с ней удовольствию (психологи нам, может быть, подскажут название синдрома). В этом ключе я рассматриваю следующие стихи:
Винтовка — это праздник, все летит в п*зду.
Винтовка — это праздник, все летит в п*зду.
Винтовка — это праздник, все летит в п*зду.
Винтовка — это праздник, все летит в п*зду.
Люди сатанеют, умирают, превращаясь
В пушечное мясо, концентраты, нефть
Зловонные траншеи, пищевые отходы,
Идеальные примеры — сперму, газ и дерьмо.
Семена анархии дают буйный рост,
Социальный триппер разъедает строй.
Ширится всемирный обезумевший фронт
Пощады — никому, никому, никому.
Тифозные бараки черепных коробок,
Газовые камеры уютных жилищ,
Менты и патриоты, костыли, ремни
Сплошная по*бень, по*бень, по*бень.
Люди сатанеют, умирают, превращаясь
В топливо, игрушки, химикаты, нефть.
Отходы производства, мозоли и погоны,
Вижу — ширится, раст*т психоделическая армия.
Я когда читаю подобные стихи, сразу вспоминаю школьные уроки по литературе, моя учительница всегда говорила — чем жестче стихи, тем более нежная и ранимая душа у автора. Поэтому у меня и складывается пазл – за жесткостью формы, матершиной, жестокими образами скрывается лирик и пацифист.
Кроме войны сквозит тема неприятия государства. Не знаю, был ли Летов анархистом, скорее он понимал, что государство работает неправильно. Я в своих материалах часто пишу, что функции государства подменяются. Государство должно служить отдельной личности и всему обществу, состоящему из отдельных личностей, а получается наоборот, когда старшина, сапогом моего народа, тормозит говно. Государство использует народ, вместо того, чтобы служить ему:
Ржавый бункер—моя свобода
Сладкий пряник засох давно
Сапогом моего народа
Старшина тормозит говно.
Запрятанный за углом
Убитый помойным ведром
Добровольно ушедший в подвал
Заранее обречённый на полнейший провал
Я убил в себе государство
Бессловесные в мире брани
Зрячие в мире пустых глазниц
Балансирующие на грани
Меж параллелью густых ресниц
Забытые за углом
Немые помойным ведром
Задроченные в подвал
Заранее обречённые на полный провал
Мы убили в себе государство
Ржавый бункер—твоя свобода
Заколочена дверь крестом
Полну яму врагов народа
Я укрою сухим листом
Запрятанный за углом
Убитый помойным ведром
Добровольно забытый в подвал
Заранее обречённый на полнейший провал
УБЕЙ В СЕБЕ ГОСУДАРСТВО!
Кстати о лирике, у господина Летова она тоже была:
Я ненавижу твоё лицо
Я ненавижу твои глаза
Я не могу выносить твой лукавый взгляд
Ты слепо веришь чужим мозгам
Ты жарко вертишь своим очком
Ты родилась и умрёшь в дерьме, как солдатская вошь.
Когда я слышу твои слова
Мне в горло прёт идиотский смех
Твоя грациозность заставляет меня блевать
Ты не способна прожить одна
Тебе необходим уют
Ты не способна пойти на крутой протест
Твой предел мечтаний—создать семью
Нарожать побольше орущих детей
И завалить свою фатеру дефицитным дерьмом
Когда я вижу тебя- мне тошно
Мне не хватает зловонных слов
Чтоб залепить твоё раскрашенное фуфло
Я ненавижу женщин(я ненавижу всех)
Я ненавижу женщин(я ненавижу всех)
Я ненавижу всех(таких как ты)
Таких как ты(похожих на тебя)
Похожих на тебя!
Хорошо, хорошо. Это больше ребятам из «Мужского движения» зайдет. Вообще-то Егору Летову вменяют антисексуальность и антилюбовную лирику – отрицание любви и ненависть к женщинам. Но есть нормальная (если такое описание вообще можно к творчеству Летова отнести) лирика. Не могу я смириться с тем, что автор женоненавистник (жены у него были):
И когда я прошёл
Мимо Неё
У меня закрылись глаза
Затянулись белёсой плёнкой
Непроизвольно, от страха
нечаянно не испачкать
Но она приняла
Слепого меня
За ворох осенних листьев.
Да, нормальной, как у других поэтов, любовной лирики вы не найдете. Но найдете действительно сильные чувства – от слов «Но она приняла Слепого меня За ворох осенних листьев» каждый раз дрожь пробивает.
Что в итоге? Читайте. Егор Летов очень разный, каждый свое найдет. Понятно, что стройности и рифмы как у Пушкина А.С. нет, но и у Пушкина нет таких образов, как у Летова.
Я долго не мог взяться за подкаст и пока тянул резину вышел в прокат фильм Юрия Быкова «Завод». И стоило переключиться на другую тему, тут же написал про Летова, даже раньше, чем взялся за картины Быкова.
В силу специфики нашего издания и произведениях этого режиссера – пропустить такое невозможно. Мы рассмотрим только авторские некоммерческие картины «Майор», «Дурак» и «Завод». Фильмы «Начальник» и «Жить», я к сожалению, не смотрел, а коммерческие проекты типа «Метод» не интересны с точки зрения позиции нашего издания. Будут спойлеры, сейчас по хронологии пойдет разбор сюжетов.
Фильм «Майор» выпущен в 2013 году. По сюжету главный герой майор полиции, начальник отделения сбивает насмерть ребенка. Тут же он звонит коллегам, которые подстраивают «случайность» происшествия – мать поят коньяком, под предлогом успокоения, фальсифицируют схему ДТП. Далее силой выбивают у родителей нужные показания. Отец ребенка штурмует отделение полиции, его разоруживают и сажают в камеру, где уже безоружного и беззащитного убивают. А на мать ребенка начинают охоту. Далее у главного героя просыпается совесть и он пытается спасти родительницу. Правда в конце ее все равно убивает, так как его шантажируют убийством жены сослуживцы.
Как мне показалось, самый эмоционально сложный фильм из трех. Если «Дурак» показывает больше социальные проблемы власти и общества, а «Завод» средненький боевичок с социальным контекстом, то «Майор» — драма о моральном выборе, совести и ответственности. Хотя, такие же темы поднимаются и в других картинах, но не так выражено и эмоционально.
Развитие сюжета идет по классическому сценарию – завязка, кульминация, развязка. При этом, каждый новый поступок героя все более закручивает сюжет. ДТП – давление на родителей ребенка – убийство одного родителя – попытка убийства второго – убийство сотрудника ГИБДД, которого главный герой взял в заложники для спасения матери ребенка – попытка убийства главного героя. И если у главного героя сразу просыпается совесть после ДТП (он даже сам садится в камеру искупать вину), мэр их городка и сослуживцы пытаются скрыть преступление до самого последнего момента, хотя одно такое сокрытие влечет за собой новый преступный инцидент. У этого фильма есть четкая мораль, которую можно не искать между строк. А вот с другими сложнее.
Фильм «Дурак» вышел в прокат в 2014 году. По сюжету главный герой высокоморальный человек в белом пальто работает слесарем. На одном из дежурств он замечает, что общежитие с самыми низами общества дало трещину и разрушится в течение пары часов. В этот самый момент вся местная администрация празднует в ресторане день рождения мэра. Главный герой прорывается на шабаш и рассказывает о проблеме. Его отправляют с начальником пожарной службы и главным по ЖКХ на место, убедиться. Исследователи убеждаются и рассказывают на закрытом совещании о том, что общага действительно долго не простоит. Муниципальные служащие понимают, что расселить людей не получится – фонда нет, а публично рассказать об этом нельзя – будет скандал и уголовные дела. По ходу, чинуши обвиняют друг друга в распиле бюджета. Мэр решает убить всех троих исследователей, чтобы не рассказали общественности, а общагу вместе с людьми похоронить. Главный герой спасается, пытается бежать из города, но понимая, что общагу не эвакуируют остается и оббегает жильцов. Жильцы выходят на улицу и убивают его.
И этот фильм намного интереснее с точки зрения показа социальных конструктов. Есть простые люди, есть элита – два закрытых слоя, как индийские варны. У каждого слоя свои ценности и интересы и своя жизнь. Люди из разных слоев очень мало знают друг о друге, да и плевать им, по большому счету, друг на друга. Очень четко в фильме показано социальное расслоение и закрытость.
Меня очень порадовали, а потом огорчили диалоги чинуш между собой. Они что, действительно так разговаривают? Типа «отрезать» (имеется в виду из бюджета)? Они действительно коррупцию воспринимают как деление пирога? Просто если понимать механизмы получения денег подобным образом, сложно пользоваться такой терминологией. Чтобы деньги получить, необходимо провести процедуры (госзакупки или распоряжение имуществом) и получить их окольными путями через третьих лиц. Тем более, бюджет не является общей денежной массой, он четко распределен по статьям, его как пирог не воспримешь.
Другой момент – даже если они понимают, что получают деньги преступным путем, неужели они себе открыто в этом признаются? И у них в душе никакого конфликта? Конфликт будет все равно, который будет скрываться через моральное оправдание или другие защиты. Сложно жить, зная что ты плохой, преступник, нарушитель и прочее. Это бьет по самоидентификации, самооценке и восприятию мира.
Фильм «Завод» показывался в кинотеатрах в начале 2019 года. Я хотел на него сходить, но показывался он только в одном кинотеатре в час ночи. Долго ждал картину и ждал чего-то интересного. Но не срослось. По сюжету главный герой обычный рабочий обычного завода. На предприятии рабочим не платят долгое время заработную плату и небольшая группа решает взять в плен собственника предприятия и потребовать выкуп.
Им это удается, охранка олигарха пытается его выкупить, но кто-то вызывает полицию. Так как работягам больше деваться некуда, решают все переиграть – вызвать журналистов, чтобы хозяин признался в том, что закрывает завод, потому что растратил его финансы и банкротит предприятие намеренно. Журналисты приходят, снимают, но сюжет будет готов только утром. По ходу сюжета выясняется, что полицию вызвал сам главный герой, так как ему важно было не деньги забрать, а уничтожить олигарха. Главного героя в конце убивают при штурме.
Такая вот неудавшаяся революция на отдельно взятом предприятии. Мотивация героя следующая – вам, комерсам пофиг на простых людей, вы нас не жалеете, а я после войны пришел и больше никуда не мог устроиться, кроме как на завод. У олигарха тоже есть своя мотивация – я человек системы, лучше убей меня здесь, чем меня убьют после того, как я на камеру во всем признаюсь.
Фильм о противостоянии двух героев (фильм только их и раскрывает) как противостоянии двух социальных классов – рабочий Седой и обычных людей и собственник завода и элиты. Когда Седого убивают при штурме олигарх сострадательно произносит «дурачок». Герои соперничают, но уважают друг друга. А там где уважение, там понимание мотивов, а следовательно, сострадание. Меня больше поразила реакция охранника после убийства главного героя. Он вдруг распереживался, забился в истерике и ушел с завода пешком, так же как ходил туда Седой.
Другой момент. Если главный герой захотел устроить революцию и методично к ней шел, почему не выбрал уровень повыше? Почему завод, предприятие? Почему не город и не страна? Объяснения два — либо для разных уровней важен масштаб личности и главный герой просто не потянет революцию в целой стране, городе, районе, либо просто случай подвернулся.
Что общего у фильмов Юрия Быкова? Показ социальных проблем, достаточно утрированный, усиленный декорациями, поэтому иногда с неправдоподобным сюжетом. Автор пытается показать информационную закрытость общества, социальное расслоение, коррупцию. С другой стороны, режиссер показывает сложность человеческой души – серость, в черно-белом мире. Нет хороших, нет плохих, есть мотивы, проблемы, установки, разные черты характера и моральные ценности. Единственным, однозначно хорошим, он показал главного героя фильма «Дурак» (но, я думаю, это ненамеренно получившийся символ – дурак, в картах таро является главным старшим арканом, это фигура скорее символическая и нереальная). Все остальные ошибаются, кого-то мучает совесть, кто-то хочет мести и так далее.
Нашему кинопрому действительно не хватает таких режиссеров и таких фильмов. Хотя и последний фильм «Завод» не особо получился, но мы будем ждать новых.
Стрикун Сергей