Историческая справка
Иван Пересветов (Иван Семенович Пересветов) – дворянин, мыслитель, предложивший несколько проектов реформ в середине XVI в. Иван Семенович Пересветов смог предугадать пути развития государственного аппарата и определить схему всех властных институтов своего времени. В 1549г. им было направлено Ивану IV Грозному несколько писем (Малая и Большая челобитные), в которых мы можем наблюдать его проекты преобразований.
Свои проекты он изложил исследуя причины гибели Византийской империи. Он перекладывает реалии Византии и Османской империи на отечественную почву, исследует причины поражения одного государства и победы другого. Метод сравнения позволяет Ивану Семеновичу Пересветову проанализировать на этом фоне общественное и государственное устройство. Так, Османская империя смогла победить с помощью внутренних порядков и социально-политического устройства.
Иван Пересветов и его взгляды
Особое место в системе его взглядов занимала организация государственной власти и «институциональный дизайн». Ранее, поддержка монархии, как формы правления, опиралась на единство и верховенство власти государя.
Нестяжатели Сергий и Герман в «Валаамской беседе» видели в самодержце наилучшую форму организации публичной власти. Русская политико-правовая мысль характеризуется своими симпатиями ограниченному в полномочиях самодержавию. Пересветов переосмысливает термин «самодержец», видя в этом не самовольного и своевольного правителя, а суверенитет государства, выраженном в суверенном правителе.
Осуждалось не только самовластие царя, но и самовластие бояр, которые приводят разруху в страну ссорами между собой, коррупцией, несправедливым судом и прочим. Вслед за Максимом Греком, Пересветов утверждает, что своеволие и беззаконие, чинимое боярами опасно как для подданных, так и для царской власти.
Решение проблемы для рассматриваемого мыслителя очевидно – централизация и сильная власть, которую сдерживает консультативный орган – Совет или верная Дума. Мысль о консультативном принципе в правлении он почерпнул исследуя правление «Магмет-салтана», а соответственно, из мусульманского права и принципов исламского правления.
Исследуется и дается в качестве готового проекта готовый состав такого Совета – знать, духовенство, военачальники, судьи. Конечно, по мнению Пересветова, в важных вопросах необходимо действовать только руководствуясь мнению консультативного органа.
Предлагается и ликвидация наместничества как системы со всем ее содержанием, в том числе системы распределения доходов. Иван Пересветов указывает, что необходима единая общая казна. Таким образом, все чиновничество содержится за счет этой казны, а налоги собираются только централизовано.
Кроме всего прочего, Иван Пересветов развивает и военную тему. Только когда есть деньги, можно создать регулярную армию. Таким образом, все военные чины до рядовых солдат содержатся за счет общегосударственной казны, отдельно вознаграждаются за заслуги. Также выдвигается меритократический тезис о поощрении заслуг.
Мыслитель указывает, что необходимо последовательно отказываться от кабальных зависимостей, в том числе холопства. Несвободные жители будут плохими воинами, у которых не будет стимула сражаться. При этом, в рабском положении некоторых групп населения видится несовместимость с христианской моралью и правильным государственным порядкам. Для последних порабощение еще более вредно.
Взгляды Пересветова во внешней политике были направлены на Казань и ее взятие. Он даже предложил перенести столицу в Новгород, так как волжские земли наиболее богаты и имеют выгодное расположение.
Иван Пересветов затрагивает и экономические вопросы. Он считал, что торговля, как сфера деятельности, тоже должна быть урегулирована, как указанное урегулировано у Магмет-салтана. Правду (закон) необходимо распространить на все торговые операции и искоренить «нечистый торг».
Утверждается, что «правда» в значении положительного права имеет приоритет перед верой или божественными законами. При этом, конечно, правда должна воплощать в себе божественные законы. Мыслитель утверждает, что возможны и другие варианты, которые губительны для государства. Например, когда правда есть, но вера отсутствует. Так, он указывает, что в Византии, перед ее гибелью, вера отсутствовала, поэтому бог отвернулся от Константинополя.
Смелая для своего времени судебная реформа тоже была изложена Иваном Пересветовым. Так, при уничтожении системы наместничества, необходимо направление назначаемых судей на места. Пошлины должны собираться непосредственно в казну, судейское жалование выплачивается из нее же. Установлен принцип равенства перед законом и судом. Таким образом, мы видим тезис о формировании независимой судебной власти.
Считается, что Иван Пересветов придерживается модели сословно-представительной монархии. В этом плане мыслитель наследует и развивает мысли Максима Грека, Федора Карпова и Зиновия Отенского.