Иоганн Альтузий
Иоганн Альтузий (1557—1638) – автор книги «Политика, изложенная методически и проиллюстрированная примерами сакральными и мирскими» (1603), философ и мыслитель, сторонник Реформации и кальвинизма, синдик (градоначальник) городка Эмдэн в Голландии.
Иоганн Альтузий верил, что все судьбы, от вселенной до отдельного человека, вершатся богом. Однако, такое верование не стало препятствованием в разработке вполне рациональной и научной концепции.
Сам Альтузий формулирует свою политическую теорию следующим образом — политика есть искусство, благодаря которому люди организуют, обустраивают и оберегают свое совместное существование. Отсюда ее название «Симбиотика» — искусство совместной жизни.
Таким образом, политика это отдельная область со своей спецификой, к которой нельзя применять этические (привет Никколо Макиавелли), юридические, теологические или иные правила. Государство здесь – публичный общий союз. Именно им (и властью) занимается политика и не может заниматься другая дисциплина.
Власть по Альтузию присуща любому человеческому обществу, строя иерархию и разделяя его членов на властвующих и подвластных. Следовательно, власть исходит из человеческой природы.
Иоганн Альтузий утверждает, что носителем суверенитета и источником власти может обладать только население (в отличии, например, от Жана Бодена). Власть называется собственностью народа. Узурпация власти является тиранией и осуждается. Светское правление Иоганн Альтузий сравнивал с властью протестантской церкви – одно целое общество всех верующих, в которых избираются священнослужители и действуют в строгих рамках полномочий.
Отсюда еще одно мнение о теории общественного договора. Правитель и народ две его стороны, одна из которых полномочия передает, а другая принимает. Но даже при таком договоре, общество не застраховано от злоупотреблений властью. По Альтузию это пересечение границы полномочий – совершение поступка, запрещенного верой, наличие конфликта интересов. Чтобы избежать такого злоупотребления, предлагается создать институт эфоров – выборных лиц, существующих для охраны прав и свобод.
Граждане могут не исполнять безбожные и несправедливые указы правителей. Сам автор пишет «Взаимное наблюдение, контроль, цензура между носителями высшей власти и эфорами, правителем и сословиями позволяют сохранять в государстве добрый порядок, предохраняют от опасности, ущерба, всяческого зла».
Указанные положения характеризуют Иоганна Альтузия как приверженца демократических и республиканских принципов правления и разделения властей. Благосостояние общества и его безопасность напрямую зависит от ius symbioticum (право симбиотики, т. е. совместной политической жизни людей).
Право вообще является одним из центральных объектов исследования для Альтузия. Этому посвящен труд «Три книги науки о праве. Полное и всеобщее право, методически изложенное с параллельно рассмотренным иудейским правом» (1617).
Формирование системы права происходит у Иоганна Альтузия следующей цепочкой действий – общее определение предмета, анализ его частей. Анализ производится с помощью дихотомического (двойного) деления каждой такой части. Таким образом, можно поделить систему права на общую и особенную части.
Общая часть включает в себя – отношения, как база права (жизненные отношения вокруг отдельных лиц и собственности); юридический элемент – само право (объективное – совокупность норм; субъективное – отдельные права).
Особенная часть включает – юридический процесс и акты приобретения права.
Особое достижение Иоганна Альтузия состоит в том, что он первый поставил публичное право на одну ступень с частным и применил к ним одни и те же методы изучения.
Таким образом, подход философа можно назвать системным, который дал следующим правоведам понимание о праве, как о системе и структуре с внешними и внутренними связями.