Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — знаменитый английский юрист, государственный деятель и философ эпохи английского Возрождения.
Выходец из семьи новой знати, Фрэнсис Бэкон получил хорошее юридическое образование, что позволило ему в дальнейшем стать старшиной юридической корпорации Грейс-Инн (1586), депутатом палаты общин. При Якове I Стюарте им получен рыцарский титул (1603), должность адвоката короны — генерал-солиситора (1607), министра юстиции — генерал-атторнея (1613), члена Тайного совета (1616), хранителя большой королевской печати (1617), лорда — верховного канцлера и пэра Англии — барона Веруламского (1618).
Построив головокружительную карьеру, Фрэнсис Бэкон также головокружительно пал – в 1621 году осужден за «подкупы и дары» (коррупцию в современном понимании). Что позволило ему заняться литературной деятельностью в сфере юриспруденции и философии.
Учение Бэкона о науке
Основное для правоведов произведение Бэкона «Великое восстановление наук» (1620) с позиций эмпиризма и рационализма соединить теорию и практику науки, как области человеческой деятельности.
Этот труд утверждает тезис об «истинной индукции» — научном эксперименте, продуманном и запланированном, с четкой гипотезой для проверки. Этим методом Фрэнсис Бэкон хочет победить царящие в обществе и уводящие в ошибочные постулаты идолы. Под идолами понимаются — 1) «идолы рода», т. е. присущие самому роду людей заблуждения, проистекающие из того, что человеческие чувства и ум «покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира»; 2) «идолы пещеры», т. е. заблуждения отдельного человека, проистекающие из его особенностей; 3) «идолы площади», т. е. заблуждения, проистекающие из общей для людей речи, слова которой «устанавливаются сообразно разумению толпы», противоречат разуму и ведут к пустым и бесчисленным спорам и раздорам; 4) «идолы театра», т. е. различные комедии человеческого ума, «вымышленные и искусственные миры», ложные философские учения, аксиомы наук и т. д., получившие силу, признание и распространение «вследствие предания, веры и беззаботности».
Мы вспоминаем Фрэнсиса Бэкона, когда говорим всем известное – «Знание – сила», из его труда «Нравственные и политические очерки» (1597). Новая наука, которую воспевает мыслитель, должна помочь в удовлетворении основных жизненных потребностей, нивелировать конфликты и противоречия в обществе, обеспечить благосостояние государств и рост их силы. Ее он воспевает в повести «Новая Атлантида» (1627).
В ней он рисует вымышленное государство на острове Бенсалем. Причиной процветания этой выдуманной страны – жизнь на основе науки и достижений. Всеми научными вопросами и регулированием науки занимается одна государственная организация – Дом Соломона. Именно по этому образу будут строиться потом европейские академии наук.
Фрэнсис Бэкон разрабатывает специальную классификацию наук, где важное место занимают учения о праве, политике и государстве.
Идеи Бэкона о государстве
Здесь же и оговаривается, что граждане ждут от общества три главных блага – избавление от одиночества, помощи в делах и защита прав. Указывается, что есть гражданская наука, состоящая из трех отдельных гражданских наук — 1) учение о взаимном обхождении исследует «мудрость общения», 2) учение о деловых отношениях изучает «мудрость в делах» 3) учение о правлении, или о государстве, рассматривает «мудрость правления».
Как можно увидеть, гражданская наука абстрактна, а поэтому, по словам Бэкона не может сводится к отдельным аксиомам. Однако, указывается, что, например, в отличии от этики, которая регулирует внутреннюю порядочность, гражданская наука регулирует порядочность внешнюю, чего достаточно для нормальных общественных отношений.
Говоря о власти, отмечается, что для успешного государства важна правильная организация правления. Искусство власти по Бэкону решает три основные задачи: сохранить суверенитет государства, сделать страны счастливым и процветающим, расширить территорию страны и как можно дальше раздвинуть границы.
Здесь Бэкона сравнивают с Никколо Макиавелли. Он также дает советы правителю (Якову I), как и последний государю. Однако, парировав такое утверждение Фрэнсис Бэкон утверждает, что пытается давать советы на основе добродетели и не отрицает этику в политике. Извращенной мудростью по Бэкону является следование правителем только своим интересам и пренебрежение населением страны.
Но рассматриваемый философ все-таки является воздыхателем абсолютной монархии, которую считает идеальной, а следовательно, его советы будут во многом схожи с основателем макиавеллизма. Сильная рука нужна стране для привнесения мира между социальными группами и сословиями, развития общества. Необходим централизм для культуры и экономики.
Но такой власти не чужда и возможность перерождения в деспотию, от которой следует защищаться. Видит он несколько способов защиты, в основном это регулярный созыв и официальная деятельность парламента, не прислушиваться к которой у монарха нет права. Еще одним инструментом видится ограничение влияния старой знати и возвышение новой. Так, дворянство будет сдерживать власть государя.
Устойчивость правления видится в четырех основах – вере, суде, совете и бюджете. Ослабление любой основы приводит к волнениям. В числе прочего, необходимо развивать экономику и устранять нищету и бедность, ростовщичество, монополии.
Отграничивая свои советы от советов Макиавелли Бэкон, тем не менее, пишет: «Если государь, обязанный быть отцом всем своим подданным, отождествляет себя с какой-либо из партий и склоняется к одной из сторон, он уподобляет свое правление кораблю, который опрокидывается от неравномерного размещения груза».
Решением в проблеме борьбы сословий и партий является любовь простого народа – основной массы населения. Населению необходимо дать некоторые свободы и права, возможность жаловаться на сильных мира сего. Большую эффективность в работе с народом Бэкон видел в том, чтобы постоянно что-то обещать простому люду, сохранять надежду в его сердце. И конечно, сильно полагаться на народ тоже нельзя, ведь он неразумен и может отрицать решения, которые правители принимают для его блага.
Еще одним советом Фрэнсиса Бэкона правителю является поддерживать и инициировать раскол элит, чтобы была возможность для маневра – известный принцип «разделяй и властвуй».
Наука о государстве, отмечал мыслитель, ущербна, ведь в ней отсутствуют необходимые учения, которые только будут формироваться – наука о расширении границ и наука об источниках права (по-другому, о всеобщей справедливости).
Говоря о расширении границ, отмечается, что главным средством такого расширения, а следовательно, процветания государства, является воинственный народ. Для сохранения воинственности предписывается освобождение от налогового гнета, ограничение роста знати, поддержка любви к милитаризму и дарование некоторой свободы.
В этом направлении Фрэнсис Бэкон берет опыт Рима. Для управления территориями необходимо наличие свободных граждан, здесь предписывается свободно предоставлять гражданство покоренным народам. При этом, для завоеваний и войн достаточно иметь обоснование этим действиям внутри государства, установить своими актами право на развязывание войны.
Фрэнсис Бэкон и его взгляды на право
Взгляды на юриспруденцию Бэкон излагает внутри учения о всеобщей справедливости (источниках права). Право доступно для понимания и изучения только политикам — «прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и политики».
Бэкон стремиться свести к одному тезису или идее справедливости каждую отрасль права, которым потом можно будет измерять законы разных государств по показателю справедливости. В конфликте школы позитивного права и школы естественного права Бэкон отдает предпочтение первому, заключая в государственном законе и естественно-правовую универсальную справедливость (нравственность закона) и внутригосударственные решения.
Мыслителем закон противопоставляется насилию и произволу, как ограничителю указанных явлений. Законы — это «якоря государства» и вместе с тем «главная сила и орудие» для достижения «счастья граждан», процветания общества и прочности устоев власти. Однако, здесь же и отмечается, что не все законы способны обеспечить справедливость. «Поэтому, — писал Бэкон, — мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода «законами законов» и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо».
Под этими «законами законов» по существу имеется в виду теория законов, учение о законе как источнике действующего позитивного права.
Качество закона может измеряться следующими показателями – точность, справедливость требований, легкость исполнения, культивирование добродетели в народе и его сообразность форме государства.
Пробельность законов Бэкон стремиться нивелировать посредством судов высшей инстанции (только они могут рассматривать такие дела). Возникает настороженность и в отношении прецедентного права, ведь в такой системе судья становится законодателем. «Судьям, — пишет он, — надлежит помнить, что их дело «ius dicere», а не «ius dare» — толковать право, а не создавать и издавать его. Иначе будет похоже на ту власть, какую присваивает себе римская церковь, которая под предлогом толкования Писания не останавливается перед добавлениями и изменениями, находит там то, чего нет, и под видом охраны старого вводит новое». А главная цель судей именно в применении законов.
Фрэнсисом Бэконом указывается необходимость создания свода законов и некоторой кодификации законодательства. В свод законов должны войти не только нормы, но и обычное право, методы толкования и рассуждения о праве и прочее.
Последствия изысканий Фрэнсиса Бэкона трудно переоценить. Именно этот мыслитель считется создателем юридического позитивизма. Особенно отчетливо это проявилось в юридикопозитивистских учениях английских авторов — от Томаса Гоббса до Бентама, Остина, Милля, Харта и других представителей аналитической юриспруденции.