Трудноразрешимые проблемы пришлось решать всем и везде, но наиболее болезненным оказался удар по системе образования – он касался детей, а через них всех нас. Перестраиваться в срочном порядке пришлось миллионам семей со школьниками и студентами, многочисленным образовательным учреждениям, системам связи и руководящим органам. Образование изменилось, но в какую сторону? Появилось дистанционное обучение. Что будет дальше?
До 2020 года человечество высокомерно полагало, что находится на стадии высокого развития цивилизации, где человек является венцом природы. Этой легенде пришел конец: вирус размером в 100-200 нм (нанометров или миллиардных частиц метра), хоть и не обладает разумом, но подчинил себе жизнь планеты.
Состояние российской системы образования до пандемии
Направления развития образования
В сфере обучения Россия следует общемировой тенденции: меняется мир – меняется образование. На современном рынке труда требуются специалисты, готовые к работе при жесткой конкуренции, способные действовать и принимать решения в условиях постоянного обновления информационного потока. Новые вызовы ведут к появлению новых специальностей, в образовании меняются программы обучения и растут требования к уровню преподавания. Реформы в образовании неизбежно будут продолжаться, работать по старинке не позволяет время.
Система образования РФ в бюджете страны
Доля государственных расходов в РФ на образование в 2020 году составила 4, 3 % от ВВП; в 2021 году эта цифра достигнет 4,6 %. В США расходы на образование составляют 5,5%, в Великобритании – 5,4%. Вроде бы, цифры сопоставимы, но есть важный нюанс: Россия еще далека от завершения процесса технического оснащения учебных заведений, а большинство развитых стран уже прошли этот этап. В нашей стране требуются значительные инвестиции, чтобы ликвидировать отставание. Далеки от цифровых технологий, например, школы, находящиеся в аварийном состоянии или школы, где отсутствуют горячая вода и канализация.
Образование и образованность в России XXI века
В 2019 году в список лучших университетов мира вошли 14 российских вузов. Получение нашими школьниками и студентами золотых медалей на международных олимпиадах, победы российских студенческих команд в конкурсах по передовым технологиям показывают достоинства нашей системы образования. Мы гордимся «Умниками и умницами», восхищаемся разработками школьников центра «Сириус», поражаемся открытиям студентов вузов. Но победы талантливых и одаренных, к сожалению, не являются характеристикой всей системы образования.
Образованность россиян
Если понимать образованность в широком смысле как уровень образования, просвещенности и культуры, то картина складывается удручающая. Цифрами это подтвердить невозможно, но общество это заметило: мы становимся недостаточно образованными. Вот примеры ответов на ЕГЭ: «Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске», «Иван Грозный запретил все газеты». «Собаков пытается впихнуть герою мертвых душ, расхваливая их». Школьникам еще простительно, но в глаза бросается безграмотность или малограмотность взрослых. Первыми забили тревогу лингвисты и литературоведы: невероятное количество речевых, грамматических и фактологических ошибок стали допускать печатные издания и телевидение, призванные быть примером по знанию русского языка и литературы. Непростительные ошибки отмечены в речах политиков. Сообщение министра культуры РФ: «…Пушкин писал много комедий» заставило сильно напрячься всех грамотных людей – что такого знает министр культуры, чего не знаем мы? (Справедливости ради, надо отметить, что у Пушкина были замыслы по написанию комедий). Недостаток знаний по многим предметам заставляет общество опасаться за свое будущее.
Может быть, в системе образования слишком увлеклись информационными технологиями в ущерб другим наукам? Разобраться в этом вопросе поможет статистика.
Дистанционное образование к 2020 году
В области компьютеризации Россия находится не на последнем месте, порог отставания преодолен. По данным Высшей школы экономики, на конец 2018 года оснащенность школ персональными компьютерами составила 14,2 компьютера на 100 учеников, в средних профессиональных организациях и вузах эти цифры составили соответственно 16,1 и 23 на 100 студентов. Три четверти из всех компьютеров подключены к Интернету. Это хорошие показатели, но для сравнения: в Дании в 2010 году на 100 школьников приходилось 27 компьютеров с почти полной степенью подключения к сети Интернет. Есть куда стремиться.
Компетенции учащихся и педагогов в информационных технологиях
Базовыми навыками работы на компьютере овладели почти все. Но основами программирования, редактирования документов и фото, создания презентаций и видеофильмов владели лишь 24 % учащихся (данные 2017 года). Ситуация с отношениями компьютер-преподаватель была еще хуже: в 2017 году цифровой техникой умели пользоваться только 16% школьных учителей. Для вузовских преподавателей проблемами оставались использование файлообменников, облачных сервисов, обработка фото и видеоматериалов, подключение видеосвязи – навыки, которые станут необходимыми при удаленной работе.
Дистанционное обучение — внедрение
В 2013 году, то есть за 7 лет до пандемии, в РФ была принята государственная программа «Развитие образования», где в качестве приоритета было названо онлайн образование (Online Education). Что собой представляет эта форма образования и чем она отличается от электронного обучения (E-Learning) и дистанционного обучения (Distance Learning)? Сошлемся на Закон «Об образовании в Российской Федерации», где дистанционное обучение определяется как процесс передачи знаний от преподавателя к ученику или студенту удаленно с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Электронное обучение трактуется как организация образовательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных сетей. То есть особой разницы между ними нет: дистанционное образование указывает на обучение на расстоянии, причем это может относиться и к эре письменных почтовых отправлений, и к электронной почте; электронное или онлайн обучение подразумевает использование гаджетов и интернет-соединения.
История — дистанционное обучение
Основоположниками обучения на расстоянии считаются Исаак Питман в Великобритании, Анна Элиот Тикнор в США и их последователи: в середине XIX века они стали рассылать своим студентам учебные материалы почтой. Электронную форму дистанционное обучение приобрело в 1960-х годах в Великобритании в Открытом Университете. В настоящее время лидерами по применению удаленной формы образования являются США и страны Западной Европы, а самые высокие темпы по внедрению электронного вида обучения имеет Китай.
За полувековую историю ДО в США, Канаде и странах Европы были разработаны теоретические основы этого вида обучения, подготовлены методические рекомендации, переведены в электронную форму учебные материалы. Благодаря электронной системе обучения в вузах этих стран могут обучаться все желающие из любой страны мира.
Дистанционное обучение в России
Обучение на расстоянии с помощью специальных программ в РФ активно внедряется с начала нулевых. Россия не входит в первую десятку лидеров, но темпы развития электронных форм обучения в нашей стране почти в два раза превышают общемировые.
Предполагалось, что доля онлайн образования, включая бизнес-образование, к 2021 году достигнет 2,6 %. К 2015 году около 7% вузов предоставили своим студентам возможность обучаться дистанционно. Для сравнения: наивысший показатель онлайн образования среди всех стран мира принадлежит США – 29 %.
Весной 2020 года неспешный процесс внедрения электронной формы обучения в РФ пришлось срочно перевести на ускоренный режим: в условиях всеобщей изоляции обучать можно было только удаленно.
Как изменилась система образования при пандемии
Переход к онлайн обучению поставил много проблем: во многих учебных заведениях не было технических возможностей для введения дистанционного формата обучения; не выдерживали нагрузки мобильные сети; обнажились социальные проблемы – не каждая семья могла позволить себе обеспечить нужным оборудованием всех членов семьи, перешедших на «удаленку».
На первых порах в обстановке всеобщей растерянности люди пытались найти что-нибудь положительное в сложившейся ситуации. Школьники радовались возможности не выполнять регулярно домашние задания, их родители – получению возможности быть рядом с детьми. Студенты, которым живется «весело от сессии до сессии», надеялись жить «весело» весь семестр, не торопиться на занятия и выспаться. Потом пришла тревога – проблемы и трудности оказались намного серьезнее, чем ожидалось. Платформы, выбранные для дистанционного обучения (ДО), не справлялись с нагрузкой; нервничали учителя и преподаватели, будучи не в состоянии установить контакт с учащимися; переживали родители – не у каждого дома было личное пространство и необходимые гаджеты; иногородним студентам пришлось покинуть общежития и срочно уехать домой, меняя этим условия обучения.
В финансовом плане государство поддержало семьи с маленькими детьми, оставив старшеклассников и студентов без поддержки. Некоторые вузы смогли оказать техническую и материальную помощь, например, обеспечив своих студентов веб-камерами или оплатив иногородним учащимся проезд к дому. Но в целом, студенты, особенно в отдаленных районах, оказались самой уязвимой группой: 2,5 тысячам иностранных студентов пришлось прервать обучение; в регионах не была налажена интернет-связь, о чем громко заявил студент, которому пришлось в буквальном смысле сидеть на березе, чтобы поймать сигнал.
Для сравнения: в Великобритании малообеспеченным семьям государство выделило 10 000 талонов на оплату интернета, а нуждающимся студентам была предоставлена финансовая помощь. Чтобы решить проблему получения учебного материала студентами на периферии, правительство Франции заключило договоры с почтовыми отделениями: они получали электронные документы из вузов, распечатывали их и доставляли студентам.
С наибольшими трудностями столкнулись российские педагоги всех уровней, которым пришлось менять привычную аудиторную работу на удаленную. Нагрузка на учителей и преподавателей увеличилась во много раз: нужно было учебные материалы переводить в электронный формат и овладевать новыми технологиями проведения занятий и консультаций, надо было разработать систему оценки знаний. Особенно тяжело было педагогам старшего поколения, а на долю преподавательского состава в возрасте 65+ в государственных вузах приходится около 19%.
Отмечен и положительный момент: система образования показала свою устойчивость и способность быстро трансформироваться. Рабочая группа Минобрнауки через два месяца после начала эпидемии отметила, что 60% вузов работали в режиме ДО, 27% были готовы перейти на ДО, но испытывали периодические технические сбои и только 13% вузов не смогли обеспечить дистанционный формат обучения. Статистика, конечно, лукавая вещь, но мобилизоваться в трудных условиях наша страна была способна всегда.
Дистанционное обучение — первые итоги
Первые результаты незапланированного и невольного эксперимента в области образования появились в начале нового, 2020-2021, учебного года.
В сентябре 2020 года в школах была проведена Всероссийская проверочная работа (ВПР). Проверялись знания, полученные учениками в предыдущем учебном году, когда два месяца они обучались удаленно. Снижение успеваемости оказалось шокирующим. «Московский комсомолец» предоставил ответы учителей на вопрос о результатах ВПР: у детей «в головах «каша»; «подавляющее число работ написано на 2 и 3». Учителям пришлось первую четверть работать над ликвидацией пробелов в знаниях детей. Может быть, поэтому в этом учебном году школьников не перевели полностью на онлайн обучение – в декабре 2020 года 80% школ работало в обычном формате.
В вузах в начале учебного года проверочные работы не проводятся, предыдущая экзаменационная сессия не выявила особых проблем. Но это не означает, что в высшем образовании все было нормально: был прерван контакт между преподавателем и студентом; практика в большинстве вузов прошла формально, защита курсовых, дипломных и выпускных работ почти во всех вузах прошла формально. Возникла реальная опасность вытеснения опытных преподавателей старшего поколения из сферы образования. Нужно отметить, что студенты, как правило, ценят таких преподавателей и в ряде вузов решили оказать им техническую поддержку. Например, в Финансовом университете при Правительстве РФ студенты помогают своим педагогам записывать видеолекции и работать с платформами, Высшая школа экономики подготовила методические материалы для перевода учебных курсов в онлайн-режим и рекомендации для руководства вузов по управлению процессами.
Результаты десятимесячной работы системы образования в новых условиях обескураживают, но краха не произошло, ошибки исправляются. Образование взяло курс на быструю модернизацию.
Перспективы развития образования
Пандемия когда-нибудь закончится, и образование после выхода из кризиса предстанет в изменённом виде. Несомненно, доля дистанционного обучения в РФ увеличится, но до какой степени? Единого мнения здесь нет; вырисовываются следующие варианты развития.
Фантастический сценарий развития образования
Специалисты Сколково считают, что в ближайшем будущем образование полностью перейдет на удаленный формат: вместо привычных учителей появятся роботы (разработки уже находятся в стадии эксперимента); вместо преподавателей появятся доступные онлайн-платформы. Образование станет цивилизацией удаленного доступа.
Реалистичный сценарий развития образования
Доля дистанционного обучения увеличится. Полагают, что к 2025 году объем ДО превзойдет традиционное. Что уже сделано и делается на этом пути? Разработан алгоритм перехода на ДО, что помогло в новом учебном году в ноябре 2020 года 37 % вузов полностью перевести на удаленное обучение; в Москве и Санкт-Петербурге число таких вузов достигло 100 %. Распространилась смешанная или гибридная форма обучения, когда лекции читаются дистанционно, а лабораторные работы выполняются в вузе. Решается проблема обучения студентов-медиков: в осеннем семестре они ознакомились с теоретической стороной учебных программ, а практику будут проходить в весеннем семестре в симуляционных центрах в вузах – во всяком случае, так надеются в министерстве.
Дистанционное обучение — критика
Сомнения в целесообразности онлайн обучения касаются идеи полного перехода на эту форму образования, получившей название «тотальной цифровизации образования». Психологи предупреждают об опасности отделения учащегося от педагога и от коллектива, когда нет передачи чувств и эмоций, когда ученик или студент не может услышать совет и получить живой отклик от учителя, когда учащийся не знает, как его воспринимают в классе или группе. В условиях «эмоционального голода» увеличилось число психических отклонений – депрессий или агрессивных состояний.
Не приветствуют полный переход на электронное обучение медицинские работники: от постоянной работы за компьютером резко увеличилось число детей с близорукостью и нарушениями осанки.
Группа видных российских ученых в открытом письме к президенту Путину высказала мнение о реальной опасности «компьютерно-цифровой деградации интеллекта людей» в случае повсеместного введения цифровых технологий. Ученые предупреждают: «оцифрованное» человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.
К чему ведет дистанционное обучение: к всеобщей деградации интеллекта или качественному рывку вперед?
Есть надежда, что всеобщей деградации не произойдёт – общество заметило снижение качества обучения, следовательно, проблема будет решаться. При разумном подходе цифровые технологии займут свое место в системе образования, расширят его возможности, дополняя контактное обучение – это будет шаг вперед. Качество обучения будет зависеть от дальнейших шагов, продуманных, научно обоснованных и финансово обеспеченных.