Историческая справка
Даниил Заточник (Заточный) – автор произведения, известное в двух редакциях с разными названиями — «Моление» («Послание») и «Слово» (при этом, какая редакция была первой, до сих пор не решено историками).
Ученые полагают одно – создан труд такого автора как Даниил Заточник до нашествия татаро-монголов. «Послание на имя великого князя Ярослава Всеволодовича» содержит молитву, которая направлена на недопущение нашествия на Русь иноверцами.
Делается вывод, что эта редакция написана во время нахождения войск татаро-монголов у северо-восточных границ. «Послание» описывает социально-экономическую обстановку и критикует крупное боярство и духовников. Автор вообще перекладывает собственный опыт, жизнь и неурядицы на жизнь всего общества, нещадно его критикуя.
Историки причисляют Даниила Заточника к служилому дворянству. Он обращается к князю и просит дать «милость», ведь свое состояние было каким-то образом утеряно, утеряна была и личная свобода (заточение на «Беле озере»). Описывая себя, автор «Моления…» указывает на образованность и эрудированность с целью вызвать уважение князя.
Даниил Заточник и его взгляды
В своих трудах Даниил Заточники предлагает свое видение общественного и государственного строя. Так, венчает всю пирамиду князь, как символ объединения перед опасностью инородного вторжения. Князь же является опорой и защитой всех обиженных.
Описывает он и форму правления. Так, при князе существует совет, который впервые называется Думой. А так как роль думцев в управлении государством довольно велика, то необходимо обстоятельно выбирать кандидатуры. Даниил Заточник отвергает цензы богатства, возраста и положения. Предлагая себя в советники он пишет, что молод, но опытен. Главным цензом он предлагает мудрость и интеллект. Предполагается, что с глупыми думцами не получится править достаточно эффективно, можно набраться позора, который запятнает имя князя. Соответственно, в Думу необходимо выбирать людей из разных сословий.
Даниил Заточник описывает и образ самого князя – щедр, добр, в меру грозен, защищает слабых. Князь должен бороться с произволом и иметь большую армию («множество воев»). Говоря о войске, он настаивает на многочисленности и организованности. Ибо именно войско способно добыть богатство и защитить страну. При этом, политика захвата земель не приветствуется.
Об управлении говорится как об инструменте для повышения благосостояния:
«земля плод дает, древеса овощь, а ты нам богатство и славу»
«Лучше смерть, нежели продолжен живот в нищете»
Отсутствие средств ведет к беспорядкам, толкает на пороки – блуд, воровство, разбой. Забота о населении ведет не только к его увеличению, но и прибытию иностранцев. Управлять – это как играть на гуслях. При умении, можно сделать хорошую музыку.
Автор критикует боярское самоуправство и образ жизни духовников. Бояре порождают беспорядки и наносят ущерб власти. Соответственно, необходимо ослаблять эту прослойку. С духовенством тоже не все ладно – многие, принимая постриг не отказываются от мирской жизни. Так они врут богу и людям, а значит, им нет доверия.
Видно желание Даниила Заточника жить под сильной княжеской рукой, в стране с порядком, интеллектуальной Думой. Там, где заботятся о слабых, где царит правда и нет произвола. Тоска по сильной княжеской руке была веянием времени и порождением желания объединить страну. Его труды были довольно популярны и читаемы, этот вывод делается из количества их списков.