Карл Август Виттфогель — известный социолог и синолог Германии и Америки. Был активным членом германской коммунистической партии, теоретиком антисоветизма и узником фашизма. Что интересно, исполнял роль свидетеля обвинения на маккартистских процессах в Америке.
Биография: Карл Август Виттфогель
Родился 6 сентября 1896, в Вальтерсдорфе, Германия, — умер 25 мая 1988, в Нью-Йорке, США. Родился в семье учителя, с 1915 года изучал в Лейпцигском университете историю, социологию, географию. Позднее в этот список включил и синологию (китаистику). В 1920 году вступает в коммунистическую партию Германии. В 30-е годы приезжал с Советский Союз, одобрял идеи Плеханова. Был арестован после прихода к власти фашистов, содержался в различных тюрьмах и концлагерях. Карл Август Виттфогель успешно бежал в Америку, где отошел от политической деятельности, полностью посвятив себя истории Китая. Там же полностью отходит от поддержки коммунистического движения, узнав о сталинский репрессиях. Преподавал историю Китая в Колумбийском и Вашингтонском университетах.
Основные идеи
Карл Август Виттфогель рассматривал производительные силы как сложную машину. Систематизировал аппарат теории производительных сил на основе теории Карла Маркса. Начинал как коммунист, критиковавший буржуазное общество. Закончил критикой самого марксизма. Точкой отсчёта исторического развития считал географические условия и природную обусловленность. Первым попытался выделить главные стадии развития производительных сил, развивая их от примитивных обществ до активного промышленного капитализма и далее – социализма. В своих трудах постоянно приводил в пример Китай, как специалист в области развития и исторического прошлого этой страны. Называл собственность политическим институтом. Если Маркс говорил, что практически вся история это история классовой борьбы, то Виттфогель отрицал классовую борьбу в странах восточного деспотизма.
Труды: Карл Август Виттфогель
Ознакомиться с его трудами на русском языке можно под такими названиями как «От первобытного коммунизма до пролетарской революции», «Наука в буржуазном обществе», «Пробуждающийся Китай», «Проблемы экономической истории Китая». В них, в том числе, разумно и точно была предсказана ведущая роль Китая в истории будущего.
Восточный деспотизм
Данная работа замалчивалась на протяжении долгого времени потому, что автор проводил параллели между восточным деспотизмом и коммунистическим тоталитаризмом. В Советском Союзе его считали ренегатом и антисоветчиком, его книги и труды долгое время были под запретом.
Виттфогель в книге «Восточный деспотизм» проанализировал особый состав и психологию китайского и восточного общества вообще. Вначале равнялся на теории молодого Карла Маркса, упоминающего именно азиатский способ производства. Однако, позднее стал ярым противником идеолога коммунизма, особенно в том, что касалось таких глобальных вопросов, как теория собственности и теория классов.
Изучил исторические восточные деспотии, указывая на общую для последних особенность — большое значение ирригации для ведения сельского хозяйства. Что породило восточную деспотию? Контроль над водными ресурсами и их распределением. Писатель придумал для таких общественных систем особое название — «ирригационные империи».
Он сравнивает два типа общества. Западное и восточное — демократическое, основанное на частной собственности, и агробюрократическое тоталитарное. Карл Август Виттфогель выделил их общие характерные черты:
- отсутствие собственности на землю;
- вся власть принадлежит централизованной государственной бюрократии;
- нет как таковой рыночной конкуренции и частной собственности;
- нет особых социальных классов;
- при этом вся власть принадлежит одному правителю, возглавляющему развитую бюрократическую систему.
Интересно, что характеризовать с такой точки зрения можно было и Россию периода СССР, и Китай.
Экономика и общество Китая
Труд написан в 1931 году. Задумывался как произведение в двух томах, однако вышел только первый, с подзаголовком «Производительные силы. Процесс производства и обращения». При этом, что любопытно, сам по себе азиатский строй выносился писателем как отдельная система, отличная от феодализма и рабовладения античности.
В работах Августа Виттфогеля, несомненно, есть рациональное зерно. Его концепция оригинальна. Он мудро выделил особенности и нюансы восточного деспотизма. Именно ему принадлежит мысль об особенности восточных обществ, их никоим образом нельзя приравнивать к западным капиталистическим.
Труды ученого последовательны, обладают хорошей теоретической базой, написаны интересно и с примерами. Стоит изучить их и сделать правильные выводы. К тому же, Китай и Россия, как страны, имеют некоторые общие черты в своей истории, их не следует забывать, ибо история имеет свойство повторяться.