Договорная теория государства и права – также еще ее называют естественно-правовой теорией, рассматривается как процесс возникновения государства на основании договора, заключенного между гражданами, которые объединились с целью сотворения государственности или же с целью свержения действующих властей для того, чтобы восстановить справедливость, возобновить права, которые присущи человеку от рождения. Иными словами, люди передают часть своих прав государству, которое в свою очередь обязуется защищать права человека и представлять общие интересы для достижения всеобщего блага. Государство в данном случае выступает как объект, созданный на основании договора, осознанно сформированный гражданами, которые ранее находились в естественном (догосударственном) или первобытном состоянии.
В рамках данной теории существует два вида договоров:
- 1) первичный договор объединения – при котором часть прав передается гражданами для того, чтобы государство обеспечивало народу спокойствие и стабильность путем взаимодействия с другими державами, издания законов, применения мер для того, чтобы они были соблюдены;
- 2) вторичный договор подчинения – при котором народ покорился общей воле государства, которое объединило всех под своим началом, выражая всеобщие интересы и устремление к всеобщему благу.
Договорная теория государства и права – основные идеи
- 1) главенство закона;
- 2) воля граждан – единственный источник политической власти в обществе;
- 3) государство и человек в равной степени ответственны друг перед другом;
- 4) государство в своих рамках гарантирует соблюдение прав и свобод человека.
Основоположники договорной теории
Основоположниками данной концепции можно считать таких мыслителей как: Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс, Александр Николаевич Радищев.
Поль Гольбах (1723 – 1789 г.), французский философ, ставил под вопрос теологическую теорию возникновения государства, опровергал божественное происхождение власти, утверждая, что власть исходит от самих людей. Общественный договор ученый определял как синергию некоторых условий, которые организуют и сохраняют общество. Также он писал, что ранние представления о власти, а именно её божественное происхождение, оправдывали бесконтрольность власти и произвол правителя и его приближенных. Общественный договор по Гольбаху – гарант справедливого государственного устройства, заключив его, каждый гражданин получит помощь и защиту от общества и сам будет служить общему благу.
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 г.), франко-швейцарский философ, создал знаменитый труд «Об общественном договоре». В нем были обозначены классические понятия договорной теории. Согласно утверждениям ученого, если власть не соблюдает условия договора, заключенным между ней и обществом, то ее вполне можно свергнуть и данные действия будут оправданы. Закон есть акт воли общества, а государство – результат волеизъявления народа.
Джон Локк (1632 – 1704 г.) – английский философ, обосновывал цель существования государства защитой естественных прав людей. Основанные на принципе согласия, отношения народа и государства являются динамическим, постоянно обновляющимся процессом. Правительство – это аппарат, состоящий из людей, которые были избраны с общего согласия с целью контроля соблюдения законов, которые, в свою очередь, создавались для достижения общего блага и свободы.
Томас Гоббс (1588 – 1679 г.) – английский философ-материалист, чьи взгляды были схожи со взглядами Локка, но в отличие от последнего, Гоббс считал, что сутью общественного договора выступает ограничение всеобщей свободы с целью достижения справедливости и всеобщего блага. Государство, по мнению ученого, возникает в результате передачи обществом функций по поддержанию общественного порядка группе людей, которые достигают этой цели путем применения любых средств принуждения, ограждая народ от внешних и внутренних угроз.
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802 г.) – выдающийся русский философ, утверждал, что государственная власть всегда принадлежит народу и передается правителю лишь на основании общественного договора, контроль над этой властью так же остается за гражданами. Считал, что народ имеет право на восстание, в случае, если в государстве присутствует произвол или правительство злоупотребляет своими полномочиями, что схоже с взглядами другого философа – Жана Жака Руссо. Государство не имеет права ущемлять естественные права граждан: свободу, равенство, собственность.
Таким образом, можно сделать вывод, что договорная теория четко разделила период первобытнообщинного строя и период государственного устройства. Прослеживается эволюционность мысли человека касательно государственного строя, четкое осознание того, что права и свободы человека должны быть соблюдены государством. Ряд авторов отмечает нарастающее неравенство в обществе, что в свою очередь доказывает тот факт, что договор возникает на определенном этапе развития общества и социально-экономического развития. К минусам данной теории можно отнести то, что некоторые тезисы, выдвигаемые философами, являются довольно спорными. Помимо этого, договор может быть расторгнут без законных на то оснований. И, наконец, тот факт, что человек может быть не согласным с общим договором и, не подчинившись ему, остаться в стороне от государства.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
- Теологическая теория государства и права
- Патриархальная теория государства и права
- Договорная теория государства и права
- Марксистская теория (классовая) государства и права
- Теория насилия государства и права
- Органическая теория государства и права
- Расовая теория государства и права
- Теория инцеста государства и права
- Ирригационная теория государства и права
- Феноменологическая теория государства и права
- Экзистенциальная теория государства и права
- Историческая теория государства и права
- Потестарная теория государства и права
- Школа позитивного права
- Школа естественного права